Решаются учебно-познавательные; творческие или психокоррекционные задачи. Деятельность участников носит продуктивный, творческий, поисковый характер; активизирует мышление, восприятие, эмоции и пр. 1)
Дискуссионные (
групповая дискуссия, обсуждение, мозговой штурм и пр.): повышают мотивацию и вовлечённость участников в решение проблемы, дают эмоциональный толчок к поисковой активности, решению проблемных задач и пр.2)
Игровые: операционные = деловые, управленческие – имеют сценарий, правильные/неправильные решения, инструментальное обучение и
ролевые – с элементами драматизации, для раскрытия потенциала, самовыражения).
Социодрама (ситуационный тренинг для достижения эффективного взаимодействия в деловом или повседневном общении);
психодрама (разрешение внутренних конфликтов индивида путем проигрывания жизненных ситуаций);
контригра (распознание скрытых игр, манипуляций, ролей) и т.д.3)
Тренинги: создают условия для формирования эффективных коммуникативных навыков (вербальных и невербальных, деятельностных и эмоциональных, пр.); изменяют установки.-
Сенситивный – тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства. Максимальная самостоятельность участников; ведущий – катализатор. Актуализация не интеллекта, а чувств и эмоций, и обмен ими участников. Для совершенствования способности понимать себя и других, воспринимать все вербальные и невербальные сигналы от окружающих, предсказывать чувств, мыслей и действий других.
- Тренинг-группы (Т-группы): для повышения способности осознавать ситуацию, поощрения исследовательского отношения к действительности, создания атмосферы раскованности и свободы для искреннего и свободного выражения чувств, сосредоточения внимания.
- Группы обучения (С-группы): ориентированы на приобретение участниками каких-либо умений, обучение стратегиям взаимодействия.
- Группы встреч (Е-группы): имеют экзистенциальную направленность, рассматривают жизненные вопросы и проблемы и ориентированны на решение вопросов бытия и существования.
4) Эксперимент: исследователь взаимодействует с самим объектом, а не с его образным аналогом или моделью.
5) Транзактный анализ: анализ структуры личности (Родителя, ребёнка и Взрослого), вербальных и невербальных взаимодействий между людьми; анализ психологических игр (скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу – выигрышу) и анализ индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.
6) Психоанализ – выведение исследуемым в сферу сознательного скрытых проблем, источников дискомфорта, страхов и пр. под руководством психотерапевта. Чаще индивидуально.
7) Телесно-ориентированная терапия: изменение психического функционирования человека с помощью ориентированных на тело методических приемов. Основана на взаимосвязи духовного и телесного.