Смысловая структура публичного выступления (А.У. Хараш)

Хараш: компоненты выступления:

1. Коммуникатор – тот, кто передаёт сообщение.

2. Реципиент – тот, кто воспринимает сообщение.

3. Сообщение – всё то, что коммуникатор сообщает реципиенту, весь комплекс своего вербального и невербального поведения, зримой и слышимой деятельности. 1) предъявление коммуникатором самого себя и 2) предъявление текста (вербальной части сообщения). (Сообщение = личность и поведение коммуникатора + текст).

Текст может быть открытым (персонифицированным, содержащим «личные» моменты) или закрытым (деперсонифицированным, «обезличенным»). Коммуникатор может с помощью текста сознательно раскрыть свою личность, закамуфлировать её или спрятать.

Сообщение может быть только открытым. Даже при закрытом тексте в процессе его предъявления коммуникатор невольно откроет реципиенту черты своей индивидуальности – личные качества, притязания, уровень самоуважения и самооценки, компетентность и пр.

«В структуре публичного выступления можно выделить две ступени — верхнюю, поверхностную (текст) и нижнюю, глубинную (действительные мотивы коммуникатора). Путь от верхней ступени к нижней лежит через сообщение».

Есть «смысловая дистанция» между действительными мотивами коммуникатора и предъявляемым смыслом текста (реклама: текст – «ты этого достойна»; истинный мотив – сбыть товар. Трансформация действительного мотива в текст опосредствуется арсеналом средств, не связанных с рекламируемыми товарами, но действующих на сферу бессознательного, пробуждая чувства приятия, привязанности, личностной значимости потребителя и пр. Коммуникатор может: а) провалить выступление, не раскрывшись и не заинтересовав реципиента; б) обмануть реципиента, скрыв свои истинные мотивы с помощью психологических средств; в) раскрыть свои действительные мотивы и сделать их предметом всеобщего диалога – вызывает наибольшие симпатии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: