Общественно-воспитательная роль звукового кино

Во все эпохи искусства оказывают друг на друга влияние и, несмотря на специфику каждого из них, на­ходятся в некоторой взаимосвязи, образуют систему. Часть из них объединяется для сотрудничества или об­разует синтез, причем эти взаимоотношения и синтезы различны.

Интересно, что в каждую эпоху наблюдается усилен­ное развитие одного вида искусства; в Древней Гре­ции преобладали изобразительные искусства, а именно скульптура и архитектура, несмотря на большую роль литературы, главным образом ее драматических форм; в эпоху Возрождения на первый план выступила живо­пись, в эпоху барокко — музыка, в эпоху романтизма — литература, которая влияла на остальные искусства — на живопись и музыку. Доминирует всегда тот вид ис­кусства, который в данное время открывает перед людь­ми новые перспективы.


Ныне наиболее массовым искусством, сильнее всего воздействующим на людей, является кино. Его всеобъ­емлющий характер — это результат многих факторов. Технически кино в состоянии проникнуть в самые мел-кие поселки. Оно добирается в такие места, куда не проникают ни драма, ни опера, ни симфонический ор­кестр. Оно принадлежит, как утверждает социология, с средствам массового распространения наряду с радио и телевидением. Кино охватывает такие широкие круги зрителей, как никакое другое искусство, ибо оно реали­стично в своих средствах, не требует знания особых условностей, как например, опера, удовлетворяет любо­знательность людей к окружающему миру, соединяет документальность с воображаемым миром, не требует в такой мере, как музыка, подготовки для понимания.

Отдельные виды искусства, как правило, имеют своих почитателей, которые обладают некоторой профессио­нальной подготовкой; любители музыки заполняют кон­цертные залы, любители живописи посещают выставки, и почт все интересуются литературой, хотя она имеет самые различные жанры, находящиеся на различном уровне. Но к кино проявляют интерес все люди неза­висимо от своего интеллектуального уровня, хотя они, конечно, выносят из фильма разное и по-разному к нему относятся. В кино условности не так сложны, как в дру­гих искусствах. Кинокадр должен пробуждать у зрите­ля некоторые мысли и чувства при помощи представле­ний, которые он дает. В конечном счете в этом и состоит социальная задача кино. Оно выполняет воспита­тельную задачу. Из разнообразных воспитательных функций кино, обеспечивающих ему особое место в со­временном обществе, мы остановимся только на воспи­тательной роли киномузыки.

Хотя музыка не стоит в центре внимания кинозрите­лей и даже не всегда доходит до их сознания, составляя лишь один из элементов синтетического целого, она не проходит бесследно.

Главная роль звукового кино как фактора музы­кального воспитания заключается в том, что оно расширяет область музыкальных представлений, причем в самом крупном общественном масштабе. Та­кое расширение идет по многим направлениям: в исто­рических фильмах киномузыка знакомит слушателя со


стилями различных далеких времен и, хотя эти стили большей частью не подлинные, а лишь близкие к историческим, они даже у музыкально неподготовлен­ных зрителей создают чувство отличия музыки былых времен Они заставляют понять историческую изменяе­мость явлений и жанров музыкальной культуры. Если речь идет о биографических музыкальных фильмах, по­священных образу какого-нибудь композитора, то кино­музыка непосредственно знакомит слушателя с его твор­чеством, его стилем, его конкретными произведениями Человек, никогда в жизни не слышавший «Бориса Году­нова», познакомившись с отрывками из этой оперы в фильме «Мусоргский», получит какое-то общее пред­ставление об этой музыке; таким же путем из других биографических фильмов о композиторах он познако­мится с музыкой Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана.

Кино может также дать общее представление о му­зыке различных народов Средний кинозритель в Евро­пе или Америке мало знает или вовсе не знает о китай­ской, вьетнамской, индийской, африканской музыке. Фильмы этих далеких стран расширяют представление кинозрителя о музыке различных континентов, и хотя сама музыка, будучи ему чуждой и поэтому малопонят­ной, сразу не может вызвать эстетической реакции, но все же такие фильмы информируют кинозрителя о том, что каждая этническая среда обладает своей особой му­зыкальной культурой. Легче воспринимается националь­ная и народная музыка различных европейских стран; включенная в фильм польская или испанская, норвеж­ская или русская музыка в соединении с кадром прочно ассоциируется с данной национальной средой. Важно также воспитательное воздействие музыки различных жанров, например джазовой музыки. Соединение звуча­ния этой музыки с показом внешнего вида ее исполните­лей создает прочную ассоциацию, так как она опирается на конкретное изображение.

Особенно важно воспитательное воздействие кино в отношении современной музыки Как известно, со­временная музыка довольно решительно рвет с конст­руктивными средствами, из которых складываются пред­ставления среднего слушателя о музыке, и вследствие этою она для него непонятна. Большинство любителей музыки останавливается у барьера, которым служат


для них типичные методы воплощения различных музы­кальных направлений за последние полвека. Киномузы­ка может пользоваться более радикальными средствами хотя бы потому, что ее непрерывно комментирует изоб­ражение, благодаря чему ее выразительный характер легче понять Таким путем эти музыкальные категории бессознательно проникают в музыкальное представле­ние массового зрителя, тогда как, воспринимаемые в автономной музыке, они представляли бы для него зна­чительную трудность. То же самое можно сказать о средствах симфонической музыки, например для кино­зрителей деревни

Так звуковое кино способствует обогащению и рас­ширению музыкального сознания общества, причем именно той его части, которая, как правило, лишена контакта с музыкой в других формах. Благодаря своей связи со зримым и конкретным содержанием музыка приобретает полный смысл для всех тех слушателей, которым недоступна концертная инструментальная му­зыка. Трудно судить, способствует ли звуковое кино оживлению музыкальных интересов, однако не подле­жит сомнению, что кино ведет к некоторой активиза­ции слухового представления.

Однако воспитательная роль звукового фильма не сводится только к этой функции. Кино учит особому восприятию музыки и зрительных элементов; оно учит восприятию синтетического искусства, в котором взаимодействуют и друг друга поддерживают многие элементы и носители различных эстетических ценностей, причем в результате такого сотрудничества создаются новые ценности.

В различных видах искусства способы общения их творцов с людьми различны. Каждое искусство выра­ботало на протяжении веков свои собственные методы. Кино, которое заимствовало и объединило многие из них, теперь создало уже новые виды общения со зрите­лем и слушателем Поэтому оно берет на себя задачи, выходящие за пределы возможностей тех искусств, на­следником которых оно было в пору своих первых шагов

Кино может показать гораздо более широкие связи между людьми, проблемами, предметами, чем другие искусства. Кино учит нас по-новому видеть и


слышать: оно показывает нам никогда не виданные детали, неизвестные нам из опыта перспективы, оно открывает нам эстетическую ценность разнообразных шумовых качеств, оно учит нас по-новому понимать со­отношение музыки с видимым миром, с другими элемен­тами слышимого мира. Оно учит нас понимать связи между сферами зрительной и музыкальной, редко возни­кающие в жизни: музыкальное изображение, музыкаль­ные символы, музыкальную иллюстрацию, музыкальный комментарий. Оно обогащает арсенал нашего звуково­го опыта деформированными явлениями и учит нас по­нимать их смысл. Оно подводит нас к знакомству с электронной и конкретной музыкой. Оно учит нас пони­мать художественный язык экспериментального звуково­го материала. Оно учит нас иначе, глубже понимать му­зыку в других синтетических жанрах. Но, главное, оно создает новые установки восприятия, которые соответст­вуют его собственным условностям, а также потребно­стям современных людей.

Это, конечно, связано со стилем жизни людей нашего времени: темп жизни ускорился, круг переживаний расширился, возможности познания и покорения новых явлений в мире увеличились. Земной шар стал для нас меньше, ближе и доступнее. Даже космические полеты из области утопических романов перешли в область на­уки и техники. В настоящее время кино гораздо лучше, чем другие искусства, помогает понять, как воплощает­ся в жизнь мечта людей о покорении мира. Отноше­ние людей к действительности, в которой превращаются в реальность явления, недавно находившиеся на грани фантазии, лучше и более непосредственно выявляются в искусстве, которое само порождено современной техни­кой и благодаря своей динамике открывает человеку путь в бесконечность. Важным фактором этого искус­ства является музыка.

Культура восприятия фильма — это результат всей эстетической культуры общества, восприятия театра, му­зыки и литературы. Если теперь уже стало ясно, что широкую публику надо учить смотреть фильм, то нужно одновременно ее учить, как она должна слу­шать в кино музыку, чтобы помочь музыке выполнить свои воспитательные задачи.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: