Во все эпохи искусства оказывают друг на друга влияние и, несмотря на специфику каждого из них, находятся в некоторой взаимосвязи, образуют систему. Часть из них объединяется для сотрудничества или образует синтез, причем эти взаимоотношения и синтезы различны.
Интересно, что в каждую эпоху наблюдается усиленное развитие одного вида искусства; в Древней Греции преобладали изобразительные искусства, а именно скульптура и архитектура, несмотря на большую роль литературы, главным образом ее драматических форм; в эпоху Возрождения на первый план выступила живопись, в эпоху барокко — музыка, в эпоху романтизма — литература, которая влияла на остальные искусства — на живопись и музыку. Доминирует всегда тот вид искусства, который в данное время открывает перед людьми новые перспективы.
Ныне наиболее массовым искусством, сильнее всего воздействующим на людей, является кино. Его всеобъемлющий характер — это результат многих факторов. Технически кино в состоянии проникнуть в самые мел-кие поселки. Оно добирается в такие места, куда не проникают ни драма, ни опера, ни симфонический оркестр. Оно принадлежит, как утверждает социология, с средствам массового распространения наряду с радио и телевидением. Кино охватывает такие широкие круги зрителей, как никакое другое искусство, ибо оно реалистично в своих средствах, не требует знания особых условностей, как например, опера, удовлетворяет любознательность людей к окружающему миру, соединяет документальность с воображаемым миром, не требует в такой мере, как музыка, подготовки для понимания.
Отдельные виды искусства, как правило, имеют своих почитателей, которые обладают некоторой профессиональной подготовкой; любители музыки заполняют концертные залы, любители живописи посещают выставки, и почт все интересуются литературой, хотя она имеет самые различные жанры, находящиеся на различном уровне. Но к кино проявляют интерес все люди независимо от своего интеллектуального уровня, хотя они, конечно, выносят из фильма разное и по-разному к нему относятся. В кино условности не так сложны, как в других искусствах. Кинокадр должен пробуждать у зрителя некоторые мысли и чувства при помощи представлений, которые он дает. В конечном счете в этом и состоит социальная задача кино. Оно выполняет воспитательную задачу. Из разнообразных воспитательных функций кино, обеспечивающих ему особое место в современном обществе, мы остановимся только на воспитательной роли киномузыки.
Хотя музыка не стоит в центре внимания кинозрителей и даже не всегда доходит до их сознания, составляя лишь один из элементов синтетического целого, она не проходит бесследно.
Главная роль звукового кино как фактора музыкального воспитания заключается в том, что оно расширяет область музыкальных представлений, причем в самом крупном общественном масштабе. Такое расширение идет по многим направлениям: в исторических фильмах киномузыка знакомит слушателя со
стилями различных далеких времен и, хотя эти стили большей частью не подлинные, а лишь близкие к историческим, они даже у музыкально неподготовленных зрителей создают чувство отличия музыки былых времен Они заставляют понять историческую изменяемость явлений и жанров музыкальной культуры. Если речь идет о биографических музыкальных фильмах, посвященных образу какого-нибудь композитора, то киномузыка непосредственно знакомит слушателя с его творчеством, его стилем, его конкретными произведениями Человек, никогда в жизни не слышавший «Бориса Годунова», познакомившись с отрывками из этой оперы в фильме «Мусоргский», получит какое-то общее представление об этой музыке; таким же путем из других биографических фильмов о композиторах он познакомится с музыкой Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана.
Кино может также дать общее представление о музыке различных народов Средний кинозритель в Европе или Америке мало знает или вовсе не знает о китайской, вьетнамской, индийской, африканской музыке. Фильмы этих далеких стран расширяют представление кинозрителя о музыке различных континентов, и хотя сама музыка, будучи ему чуждой и поэтому малопонятной, сразу не может вызвать эстетической реакции, но все же такие фильмы информируют кинозрителя о том, что каждая этническая среда обладает своей особой музыкальной культурой. Легче воспринимается национальная и народная музыка различных европейских стран; включенная в фильм польская или испанская, норвежская или русская музыка в соединении с кадром прочно ассоциируется с данной национальной средой. Важно также воспитательное воздействие музыки различных жанров, например джазовой музыки. Соединение звучания этой музыки с показом внешнего вида ее исполнителей создает прочную ассоциацию, так как она опирается на конкретное изображение.
Особенно важно воспитательное воздействие кино в отношении современной музыки Как известно, современная музыка довольно решительно рвет с конструктивными средствами, из которых складываются представления среднего слушателя о музыке, и вследствие этою она для него непонятна. Большинство любителей музыки останавливается у барьера, которым служат
для них типичные методы воплощения различных музыкальных направлений за последние полвека. Киномузыка может пользоваться более радикальными средствами хотя бы потому, что ее непрерывно комментирует изображение, благодаря чему ее выразительный характер легче понять Таким путем эти музыкальные категории бессознательно проникают в музыкальное представление массового зрителя, тогда как, воспринимаемые в автономной музыке, они представляли бы для него значительную трудность. То же самое можно сказать о средствах симфонической музыки, например для кинозрителей деревни
Так звуковое кино способствует обогащению и расширению музыкального сознания общества, причем именно той его части, которая, как правило, лишена контакта с музыкой в других формах. Благодаря своей связи со зримым и конкретным содержанием музыка приобретает полный смысл для всех тех слушателей, которым недоступна концертная инструментальная музыка. Трудно судить, способствует ли звуковое кино оживлению музыкальных интересов, однако не подлежит сомнению, что кино ведет к некоторой активизации слухового представления.
Однако воспитательная роль звукового фильма не сводится только к этой функции. Кино учит особому восприятию музыки и зрительных элементов; оно учит восприятию синтетического искусства, в котором взаимодействуют и друг друга поддерживают многие элементы и носители различных эстетических ценностей, причем в результате такого сотрудничества создаются новые ценности.
В различных видах искусства способы общения их творцов с людьми различны. Каждое искусство выработало на протяжении веков свои собственные методы. Кино, которое заимствовало и объединило многие из них, теперь создало уже новые виды общения со зрителем и слушателем Поэтому оно берет на себя задачи, выходящие за пределы возможностей тех искусств, наследником которых оно было в пору своих первых шагов
Кино может показать гораздо более широкие связи между людьми, проблемами, предметами, чем другие искусства. Кино учит нас по-новому видеть и
слышать: оно показывает нам никогда не виданные детали, неизвестные нам из опыта перспективы, оно открывает нам эстетическую ценность разнообразных шумовых качеств, оно учит нас по-новому понимать соотношение музыки с видимым миром, с другими элементами слышимого мира. Оно учит нас понимать связи между сферами зрительной и музыкальной, редко возникающие в жизни: музыкальное изображение, музыкальные символы, музыкальную иллюстрацию, музыкальный комментарий. Оно обогащает арсенал нашего звукового опыта деформированными явлениями и учит нас понимать их смысл. Оно подводит нас к знакомству с электронной и конкретной музыкой. Оно учит нас понимать художественный язык экспериментального звукового материала. Оно учит нас иначе, глубже понимать музыку в других синтетических жанрах. Но, главное, оно создает новые установки восприятия, которые соответствуют его собственным условностям, а также потребностям современных людей.
Это, конечно, связано со стилем жизни людей нашего времени: темп жизни ускорился, круг переживаний расширился, возможности познания и покорения новых явлений в мире увеличились. Земной шар стал для нас меньше, ближе и доступнее. Даже космические полеты из области утопических романов перешли в область науки и техники. В настоящее время кино гораздо лучше, чем другие искусства, помогает понять, как воплощается в жизнь мечта людей о покорении мира. Отношение людей к действительности, в которой превращаются в реальность явления, недавно находившиеся на грани фантазии, лучше и более непосредственно выявляются в искусстве, которое само порождено современной техникой и благодаря своей динамике открывает человеку путь в бесконечность. Важным фактором этого искусства является музыка.
Культура восприятия фильма — это результат всей эстетической культуры общества, восприятия театра, музыки и литературы. Если теперь уже стало ясно, что широкую публику надо учить смотреть фильм, то нужно одновременно ее учить, как она должна слушать в кино музыку, чтобы помочь музыке выполнить свои воспитательные задачи.