О книге 3. Лиссы «Эстетика киномузыки»..... 5
От автора............. II
Предисловие........... 13
Глава I. Введение............ 15
1. Как возникла эта книга....... 15
2 Литература о звуковом кино...... 17
3 Метод исследования...... 28
4. Этапы становления киномузыки...... 32
Глава II. Кинофильм как вид искусства...... 39
1 Звуковой фильм — новый вид синтетического
» искусства.......... 39
2 Звуковой фильм и другие виды искусства... 42 3. Музыка в звуковом кино и в других видах синтетического искусства....... 57
4 Онтологическая структура звукового кино.. 64
а) Структура зрительной сферы в звуковом кино 65
б) Структура звуковой сферы в кино... 71
5 Диалектическое единство сфер в звуковом фильме 80
Глава III. Онтологические основы объединения звуковой и
визуальной сфер в кинофильме...... 87
1. Проблема движения в кинофильме.... 87
2. Проблемы пространства в кинофильме... 92
3. Проблемы времени в кинофильме.. 99
4. Психологические и генетические основы взаимодействия музыки и кино....... 111
Глава IV. Методы функционального соединения кадра и звука 115
I. Развитие функциональных связей.... 115 2 Систематизация связей музыки и кадра...121
Глава V. Функции звукового ряда в кино...... 133
1 О сущности иллюстративности в киномузыке..133
2 Музыка, подчеркивающая движение... 139 3. Музыкальная обработка реальных шумов... 144
4. Музыка как представление изображаемого пространства......... 150
5. Музыка как представление изображаемого времени 169
6. Деформация звукового материала.... 175 7. Музыка как комментарий в фильме...182 8. Музыка в своей естественной роли.... 188 9 Музыка как средство выражения переживаний. 199
а) Музыка, информирующая о восприятии героя 202
б) Музыка как средство отображения воспоминаний............ 205
в) Музыка, отображающая фантазию героя.. 208, г) Музыка, раскрывающая содержание сновидений 211
д) Музыка как средство раскрытия галлюцинации 215
е) Музыка как средство выражения чувств киногероя........ 216
ж) Музыка, информирующая о волевых актах. 221 10. Музыка — основа вчувствования.... 223
11. Музыка в функции символа...... 233
12 Музыка как средство лредвосхищения действия. 241
13. Музыка как композиционно объединяющий фактор 246
14 Полифункциональность и многоплановость
звуковой сферы......... 257
15. Функции шумовык эффектов..... 266
16 Функция речи в кино........ 273
17. Функция тишины в кино....... 279
18 Нефункциональное сочетание звуко-зрительных
сфер в звуковом кино....... 285
Глава VI. Проблемы формы и стиля киномузыки.... 298
1. Форма и архитектоника киномузыки.... 298
2 Роль отдельных элементов в киномузыке... 308 - 3. Техника лейтмотивов в киномузыке....318
4 Песня в звуковом фильме.......326
5. Инструментовка киномузыки......331
6. Электронная и «конкретная» музыка в кино.. 338
7. Стиль киномузыки........347
8 Цитата в киномузыке.........357
Глава VII. Музыка в различных жанрах кино.....363
1 Общие положения.........363
2. Опера и балет в кино........368
3 Музыка в экспериментальных фильмах....381
4. Музыка в мультипликационных и трюковых фильмах 393
5. Комическое в киномузыке.......400
Глава VIII. Психологические проблемы киномузыки... 410
1. Специфика восприятия киномузыки... 410
2 Специфика творчества киномузыки.....424
3 Общественно-воспитательная роль звукового кино 434
Заключение............ 439
Библиография........... 444
Фильмография.............472
Именной указатель......... 487