Б. Аристотель

В. Гегель

Г. Баумгартен

26. Эстетическое отношение характеризуется следующими свойствами:

А. Универсальность

Б. Свобода.

В. Гармоничность.

Г. Бескорыстность.

Д. Всеми перечисленными.

27. Прекрасное у Платона:

А. Умеренно, целесообразно, утилитарно, относительно

Б. Выражено в феномене и идее числа

В. вечная безотносительная божественная идея

Г. Множество образцов красоты

28. Прекрасное у Сократа:

А. Умеренно, целесообразно, утилитарно, относительно

Б. Выражено в феномене и идее числа

В. Божественный абсолют, идеальная категория

Г. Множество образцов красоты

29. «Что прекрасно для одного – безобразно для другого. И оба правы». В современной эстетике образы красоты и сама категория прекрасного обусловлены: исторически, этнически, социально и индивидуально. Речь идет о:

А. Рациоцентризме

Б. Логоцентризме

В. релятивизме

Г мистицизме

30. Научный и художественный интерес к категории безобразного связан с появлением:

А. Трактата гегельянца Розенкранца «Эстетика безобразного»

Б. Сборника стихов Ш. Бодлера «Цветы зла»

В. декадентских мотивов в культуре

Г. Со всем перечисленным.

31. Древней основой категории трагического стало:

А. Эсхатология в мифах

Б. Мифы об умирающем и воскресающем боге

В. Осознание индивидуальной смертности

Г. Все перечисленное

32. Гротескный реализм, как основа формирования категории комического, описан:

А. Аристотелем

Б. Фомой Аквинским

В. М. М. Бахтиным

Г. Д. С. Лихачевым

33. Жак Маритен писал о художниках как обладателях, носителях:

А. Артистической морали

Б. Божественного чутья

В. высших нравственных черт

Г. зла

34. Древней основой художественного творчества была «священная игра». Концепция изложена:

А. Аристотелем в «Поэтике

Б. Хёйзингой в «Осени средневековья»

В. Аристотелем в «Метафизике»

Г. Хёйзингой в «Homo Ludens»

1. В диалоге Платона дано толкование процесса художественного творчества: в момент творческого акта поэт находится в состоянии исступления, им движет не выучка, не мастерство, а божественная сила. Поэт «может говорить лишь тогда, когда сделается вдохновенным и иступленным и не будет в нем более рассудка… Ведь не от умения они это говорят, а благодаря божественной силе». Это диалог:

А. «Пир»

Б. «Ион»

В. «Гипий Больший»

Г. «Федр»

2. Тип любовных отношений, не связанный никакими соображениями пользы, союз, основанный на духовном и бескорыстном чувстве, сравнивается Платоном с эстетическим наслаждением в диалоге

А. «Пир»

Б. «Ион»

В. «Гипий Больший»

Г. «Федр»

3. Все окружающее бытие уже внутри себя хранит энергию, которая побуждает его к обретению формы. Данное положение, согласно теории Аристотеля, красноречиво характеризует и особенности природы художественно-творческой деятельности. Всякий раз, когда художник размышляет над какой-нибудь коллизией, конфликтом, он ищет адекватную ему форму. Оказывается, что внутри этого конфликта уже заключена та энергия, которая предопределяет форму, надо ее только угадать. Речь идёт о:

А. катарсисе

Б. мимесисе

В. калокогатии

Г. энтелехии

4. Начальные этапы развития византийской эстетики связаны с противоборством двух подходов к пониманию роли художественных изображений в христианской культуре. Речь идет о:

А. западной и восточной ветвях расколовшегося христианства

Б. Язычниках и христианах

В. иконоборцах и иконопочитателях

Г. греческой и римской философиях

5. Позиции иконоборцев основывались на:

А. библейских постулатах о том, что Бог есть Дух и его никто не видел

Б. на указании: "Не сотвори себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли."

В. на древнееврейские представления об отождествлении имени и сущности объекта

Г. всем перечисленном

6. Фома Аквинский "измеряет" прекрасное - определяет его как нечто

А. Завершенное

Б. обладающее числовой гармонией

В. обладающее чувственным восприятием

Г. обладающее блеском.

Д. Все перечисленное

7. Фрагмент из трактата "О достоинстве человека": "я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также возможность и подняться до существа богоподобного - исключительно благодаря твоей внутренней воле". Автором трактата является:

А. Пико делла Мирандола

Б. Микеланджело

В. Петрарка

Г. Данте.

8. Выберите лишнее:

А. Л.-Б. Альберти "Десять книг о зодчестве"

Б. Шиллер «О наивной и сентиментальной поэзии»

В. Леонардо да Винчи "Книга о живописи"

Г. Джозеффо Царлино "Установление гармонии"

9. Мастерские художников Возрождения во многом становятся центрами интеллектуальной жизни. Сюда заглядывали и ученые, и философы, и аристократы. В связи с последним такие цеха порой называли

А. "академией бездельников"

Б. «школой дураков»

В. «университетом лентяев»

10. Выберите лишнее:

А. завоевание живописью трехмерного пространства,

Б. создание типа самостоятельно стоящей круглой статуи, не связанной с архитектурой,

В. вычурность формы

Г. движение в сторону простых, гармоничных, изящных пропорций, где совсем исчезает ощущение тяжести камня, сопротивления материала.

11. С осознанием тягучести времени и вечного изменения мира связаны направления:

А. Классицизма

Б. Романтизма

В. барокко

12. Наиболее полное выражение стиля барокко в музыке проявилось в оратории. Этот жанр пришел из средних веков и Возрождения; барочная оратория отличается:

А. особой помпезностью,

В. стремлением к внешним эффектам,

Г. необычайной пышности,

Д. Всем перечисленным

13. Автор трактата «Лаокоон. О границах живописи поэзии»

А. Мандевиль

Б. Дидро

В. Мольер

Г. Лессинг

14. Непосредственно эстетике посвящена работа И. Канта

А. «Критика чистого разума»

Б. «Критика способности суждения»

В. «Критика практического разума»

Г. Все перечисленные

15. Искусство как целесообразность без цели определяет:

А. Шиллер

Б. Шеллинг

В. Кант

Г. Гегель

50. Выберите неверное суждение. Трикстер – это:

А. пограничный персонаж

Б. черт

В. шут, клоун

Г. архетип, выделенный Юнгом

Д. ангел


ВОПРОСЫ К зачетУ (ЭКЗАМЕНУ):

1. Объект и предмет эстетики, ее место в системе гуманитарных дисциплин.

2. Теория мимесиса в античной эстетике.

3. Понятия катарсиса и калокагатии.

4. Античные представления о гармонии и мере.

5. Происхождение и полифункциональность искусства.

6. Религиозный символ и художественный символизм.

7. Сущность и структура художественного образа как единицы мышления в искусстве.

8. Виды и жанры искусства. Принципы классификации видов искусства.

9. Основные концепции средневековой европейской эстетики.

10. Ренессансная концепция человека и гуманизм в искусстве.

11. Понятие игры в эстетике И. Канта.

12. Категория эстетического вкуса в эстетике Просвещения.

13. Эстетика европейского романтизма.

14. Основы неклассической эстетики. Философия искусства А. Шопенгауэра.

15. Эстетика Ф. Ницше. Аполлоническое и дионисийское в искусстве.

16. С. Кьеркегор о сущности и роли искусства.

17. Категории прекрасного и возвышенного.

18. Понятие комического. Юмор, ирония, гротеск

19. Категории героического и трагического.

20. Понятия стиля и стилизации.

21. Специфика художественного восприятия. Принципы герменевтики.

22. Структура эстетического сознания. Эстетические потребности, чувства, вкус, идеал, оценка. Эстетический идеал.

23. Искусство и мораль.

24. Истоки и судьба эротического в искусстве.

25. Искусство и техника. Теории кризиса цивилизации и искусства.

26. Искусство и политика.

27. Философско-эстетические доктрины ХХ века.


28.

Рекомендуемая литература

(основная)

1. Борев Ю. Эстетика. В 2-х тт. Смоленск, 1997 (или любое другое учебное издание «Эстетики» этого автора).

2. Брожик В. Эстетика на каждый день// Пер. со словац. С. Д. Баранниковой. М., 1991.

3. Бычков В. В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2005.

4. Бычков В. В., Бычков О. В. Эстетика // Новая Философская Энциклопедия. Т. 4. М., 2001. С. 456 – 466.

5. Дивненко О. В. Методическое пособие по эстетике. М., 1995.

6. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб, 1997.

7. Кривцун О. А. Эстетика. М.: Аспект-Пресс, 2003.

8. Куренкова Р. А. Эстетика: Учебник для студентов высших учебных заведений. ВЛАДОС, 2004.

9. Никитич Л. А. Эстетика. Учебник. М., 2003

10. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. М., 1978.

11. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994.

12. Эстетика. Словарь. М., 1989.

13. Яковлев Е. Г. Эстетика: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: