Истоки русского графического дизайна восходят ко второй половине XIX века, когда стала развиваться новая область деятельности - художественная промышленность, которую с полным основанием можно считать прототипом современного дизайна. Естественно, что изделия художественной промышленности находились в стилистическом единстве с произведениями высокого искусства данного времени. Начиная с 40-50-х годов и почти до самого конца века - сначала в архитектуре, а потом - и в иных областях творчества - утверждается русский стиль. Русский стиль генетически связан с таким художественным направлением как эклектика, художественной концепцией которого становится демократизм - то есть, функциональная направленность на обслуживание третьего сословия.
Этот стиль формируется как своего рода социальный заказ, возникая в контексте конфликта между западнической и славянофильской парадигмой, в атмосфере оживленных дискуссий о возможном пути развития России: западном - капиталистическом, или своем собственном. Отсюда - и сосредоточение на поиске национальной самобытности и ориентация на историческое наследие русской культуры. Такая особенность русского стиля исходила целиком из эстетики революционеров-демократов, в частности, Чернышевского, считающего реальную действительность выше эстетически преображенной, народное искусство - выше профессионального, социально-политическую функцию искусства - значительнее эстетической, а содержание произведения - выше формы.
|
|
Данные и иные идейно-эстетические предпосылки определили и особенности русского стиля, а именно:
- опора на русский исторический материал - в частности, в области промышленной графики и рекламы - на русский орнамент (к слову отметим, что в это время издается сразу несколько фундаментальных трудов по данной тематике: «История русского орнамента с X по XVI по древним рукописям» Бутовского, трехтомник Стасова «Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени» и т.п.);
- равная значимость всех стилевых форм, нивелировка иерархичности значений и смыслов приемов и средств художественной выразительности;
- избыточность декора, щедрая орнаментация, выступающая в качестве рыночного фактора;
- ориентация на новые социальные слои купцов, промышленников, отчасти - интеллигенции, где красота ассоциируется с культом роскоши, богатством форм;
- обращение к образам русского фольклора, введенным в искусство В.Васнецовым, ставшим впоследствии популярными в работах художников неорусского стиля и до сих пор принадлежащим к сюжетам массовой продукции кича;
- большее внимание не к формальной стороне произведений, а «литературно-содержательной»;
- следование традициям сюжетного реалистического рисунка, выраженное впоследствии и в советской графике (к примеру, необычайно популярными в начале века были сентиментальные открытки с картинками из жизни крестьянских детей художницы Елизаветы Бем).