Русский стиль

Истоки русского графического дизайна восходят ко второй половине XIX века, когда стала развиваться новая область дея­тельности - художественная промышленность, которую с пол­ным основанием можно считать прототипом современного ди­зайна. Естественно, что изделия художественной промышленно­сти находились в стилистическом единстве с произведениями высокого искусства данного времени. Начиная с 40-50-х годов и почти до самого конца века - сначала в архитектуре, а потом - и в иных областях творчества - утверждается русский стиль. Рус­ский стиль генетически связан с таким художественным направ­лением как эклектика, художественной концепцией которого становится демократизм - то есть, функциональная направлен­ность на обслуживание третьего сословия.

Этот стиль формируется как своего рода социальный заказ, возникая в контексте конфликта между западнической и славя­нофильской парадигмой, в атмосфере оживленных дискуссий о возможном пути развития России: западном - капиталистичес­ком, или своем собственном. Отсюда - и сосредоточение на поис­ке национальной самобытности и ориентация на историческое наследие русской культуры. Такая особенность русского стиля исходила целиком из эстетики революционеров-демократов, в частности, Чернышевского, считающего реальную действитель­ность выше эстетически преображенной, народное искусство - выше профессионального, социально-политическую функцию искусства - значительнее эстетической, а содержание произве­дения - выше формы.

Данные и иные идейно-эстетические предпосылки определи­ли и особенности русского стиля, а именно:

- опора на русский исторический материал - в частности, в области промышленной графики и рекламы - на русский орна­мент (к слову отметим, что в это время издается сразу несколько фундаментальных трудов по данной тематике: «История русско­го орнамента с X по XVI по древним рукописям» Бутовского, трехтомник Стасова «Славянский и восточный орнамент по ру­кописям древнего и нового времени» и т.п.);

- равная значимость всех стилевых форм, нивелировка ие­рархичности значений и смыслов приемов и средств художест­венной выразительности;

- избыточность декора, щедрая орнаментация, выступаю­щая в качестве рыночного фактора;

- ориентация на новые социальные слои купцов, промыш­ленников, отчасти - интеллигенции, где красота ассоциируется с культом роскоши, богатством форм;

- обращение к образам русского фольклора, введенным в ис­кусство В.Васнецовым, ставшим впоследствии популярными в работах художников неорусского стиля и до сих пор принадле­жащим к сюжетам массовой продукции кича;

- большее внимание не к формальной стороне произведений, а «литературно-содержательной»;

- следование традициям сюжетного реалистического рисунка, выраженное впоследствии и в советской графике (к примеру, необычайно популярными в начале века были сентиментальные открытки с картинками из жизни крестьянских детей художни­цы Елизаветы Бем).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: