Категории морфологии искусства

Диалектическое положение о единстве содержания и формы особенно актуализируется в области художественного творчест­ва. Если исходить из классического определения содержания, то в самом общем виде его можно представить как идейно-эмоцио­нальную сферу значений, обладающих общественной и эстетиче­ской ценностью, как единство внутренних процессов, свойств и связей объекта, взаимодействие его элементов между собой и со средой, которое обусловливает его существование, развитие и смену одного другим. Форма же художественного предмета пред­ставляет собой особым образом организованное пространство и время, определенный способ выражения художественной мысли в рамках исторически и социально детерминированного множе­ства средств художественной выразительности - то есть, нечто большее, чем структуру предмета культуры, становясь формой его бытия, способом его существования.

Гегель отмечал, что содержание выступает как переход фор­мы в содержание, а форма - как переход содержания в форму, то есть содержание, если рассматривать его в процессуальном ра­курсе, постепенно кристаллизуется, индивидуальные особенности произведения становятся нормативными, формализуясь в различных структурах художественного языка: жанровых, ком­позиционных и т.п. В свою очередь эти структуры оказывают рлияние на содержание произведений, ориентирующихся имен­но на эту форму.

Согласно классической парадигме, форма и содержание су­ществуют в единстве, которое, однако, является относитель­ным: содержание охватывает динамическую сторону целого, а форма представляет систему устойчивых связей предмета. Од­нако форма и содержание могут выступать также в неразрыв­ном единстве, неразличенности, сращении, как, к примеру, это представлено в сюжете, конфликте, предметно-пространст­венной организации. Это общетеоретическое положение о единстве содержания и формы в каждом виде искусства прояв­ляется специфически. Так, выдающийся музыковед Б.Асафь­ев не случайно назвал свое исследование, посвященное раскры­тию диалектики содержания и формы в музыкальном искусст­ве, «Музыкальная форма как процесс», таким образом выяв­ляя процессуальный характер музыкального искусства. Автор убедительно показал, что в музыке понятие формы приобрета­ет специфику и своеобразие по сравнению с другими видами искусства, она не просто содержательна, она сама становится содержанием.

В искусстве форма проявляет себя как внешняя - специфич­ная для отдельных видов искусства - и внутренняя, отражаю­щая общеэстетический аспект искусства. Создание художест­венного произведения невозможно вне таких принципов формо­образования, как жанр и композиция, особым образом структу­рирующая пространство и время.

Жанр - тип художественного произведения, имеющий исто­рически сложившуюся устойчивую структуру. Понятие «жанр» объединяет произведения определенной эпохи, нации, вообще Мирового искусства на основе общности каких-либо специфичес­ких черт. Несмотря на то, что в каждом виде искусства жанровая система складывается специфическим образом, можно выделить Жанровые объединения, основанные на:

а) предметно-тематической близости (портрет, пейзаж, на­тюрморт, исторический жанр, серенада, колыбельная, плутов­ской роман и т.п.),

б) родстве способов построения образа (символика, аллего­рия, документальность),

в) общности композиционных закономерностей (соната, симфония, вариации, сонет),

г) преобладающем эстетическом качестве (трагедия, коме­дия, сатира, драма и т.п.),

д) функциональной близости (парадный портрет, монумен­тальная скульптура, мелкая пластика).

Поскольку жизнь жанрам дает определенное содержание, которое формализуется, постольку сходные художественные идеи, как правило, вызывают необходимость обращения к опре­деленным жанрам. Так, комическое содержание не может быть раскрыто в монументальных эпических жанрах, изображение исторических судеб, раскрытие сложных проблем бытия невоз­можно в форме лирической миниатюры - стихотворения, эле­гии и т.п.

Предпосылкой членения временных видов искусства и ли­тературы на роды и жанры являются роды литературные: эпос, лирика, драма, определяемые с точки зрения формаль­ных признаков, превалирования субъективного или объектив­ного начала, способов подражания действительности, типов содержания.

Эпос (от греч. epos - слово, повествование) - рассказ о собы­тиях (чаще - отдаленных во времени), где личность автора уст­раняется до предела, образы идеализированы и обобщены, на­родное сознание выступает как относительно монолитное, а бы­тие предстает в его пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности. Эпос охватывает множество жан­ров, начиная от сказки, былины, сказания до саги, эпической поэмы, романа. Поскольку эмоциональной доминантой эпичес­ких жанров становится их объективность, правдивость, постоль­ку эта этическая значимость обуславливает их привлекатель­ность для рекламы. К примеру, в серии рекламных роликов Бан­ка «Империал» объективная ценность воспроизводимых эпизо­дов истории и обаяние ее основных персонажей идентифицируются с самим банком, получающим статус престижного, ценно­го, устойчивого. Большинство роликов из этой серии связаны с изображением движения в пространстве, которое ассоциируется с движением во времени - или в прошлое, или в будущее: в эпи­зоде с Цезарем, к примеру, заложена траектория движения спра­ва налево, которое конвенциально воспринимается как переме­щение из настоящего в прошлое - причем, уже не историческое, но мифическое.

К эпическим жанрам эту рекламу позволяет отнести ряд ее признаков: обращение к истории народов и государств, ге­роизация и идеализация событий и персонажей, размеренный темп изложения, постепенность развертывания материала, равная степень информационной насыщенности эпизодов, от­сутствие непосредственного общения персонажей через диа­логи, малая эмоциональность. Эти сюжеты сняты и смонтиро­ваны таким образом, что зритель воспринимает их не как про­исходящие в настоящем, но в качестве своеобразного переска­за от третьих лиц, воскрешающих в памяти давно минувшие события. Массовые сцены в этих роликах подобны монумен­тальным фрескам, где нет места случайному, нетипичному, сиюминутному, где персонажи выступают как монолитная масса с недифференцированными психологическими и инди­видуальными признаками, а главные герои становятся персо­нификацией идей - целеустремленности, мужества, патрио­тизма.

Лирика (от греч. Lirikos - произносимый под звуки лиры) -род литературный, где явления действительности и проблемы бытия воспроизводятся в исключительно субъективной форме, а основой содержания становится отображение внутренней жизни личности, приобретающее общечеловеческое значение. В качест­ве основных жанров лирики выступают элегия, сонет, ноктюрн, романс, песня и т.п. Чаще всего, лирические жанры не обладают Монументальной и пространной формой, так как в центре инте­ресов автора находится не судьба народа, а судьба личности, рас­крывающаяся исключительно через внутреннюю, а не внешнюю событийность.

Как правило, реклама, выполненная в лирической тональ­ности, обладает высокой ассоциативностью, семантической поливариантностью, яркой эмоциональностью. Главной зада­чей авторов здесь становится создание определенной атмосфе­ры, наиболее соответствующей внутренним свойствам предла­гаемого товара: неги и роскоши вкуса шоколада Dove, комфор­та и мягкости детских памперсов, «праздника вкуса» Skittles, шипящей прохлады Coca cola. Здесь возможны и весьма дале­кие ассоциации, сближающие явления по их косвенному при­знаку. Такова реклама Volvo, раскрывающая основные каче­ства этого автомобиля - надежность и комфорт через картину теплого осеннего дня, аналогичным образом свойства нежного шоколада Catbery раскрываются через сцену, где юноша, не дождавшись любимой, с печальной грустью отдает цветы по­жилой женщине. Настроение таинственности сопутствует ро­лику рекламной службы Ren-TV, где темно-фиолетовый фон рассекается желтыми пятнами, напоминающими глаза кошки в темноте. Здесь функция фона сводится к созданию особой ат­мосферы, заставляющей сосредоточиться на рекламируемом предмете.

Драма (от греч. Drama - действие) - род литературный, от­личающийся событийной напряженностью, сюжетной насы­щенностью, конфликтностью действия, отсутствием описатель-ности. Ввиду изначальной ориентации драмы на театр с его зре­лищной выразительностью и особой организацией сценического пространства и времени общечеловеческие и субъективные про­тиворечия отражаются здесь не опосредованно - через их вос­приятие третьими лицами, а непосредственно - в поступках ге­роев и взаимодействии их друг с другом - знаковом и вербаль­ном. Подобная функциональная направленность драматических жанров выступает как антитеза жанрам эпическим с их стремле­нием к запечатлению событий, во-первых, имеющих ценность для всего народа, государства, человечества и, во-вторых, отра­жаемых с наибольшей долей объективности. При этом и законо­мерности выстраивания формы эпических и драматических жа­нров столь же антитетичны:

ЭПОС драма
1 замедленное действие, 1. ускоренное, динамичное
с повторами действие
и подробностями  
2. большое число персонажей 2. ограниченное количество
(иногда с собственными персонажей, решение судеб
сюжетными линиями) которых взаимообусловлено
  общей идеей
3. замкнутые формы, наличие 3. сквозные, разомкнутые
обрамляющих эпизодов - формы, отсутствие
пролога и эпилога аркообразных конструкций.

Одним из ведущих жанров этого литературного рода стано­вится жанр драмы, характеризующийся изображением преиму­щественно частной жизни человека, его конфликтов с общест­вом, не имеющих, однако, подобно трагедии, характера безыс­ходности. Жанровая специфика драмы предполагает выявление характеров через их столкновение, и именно эта особенность оп­ределяет привлекательность драмы для рекламы, так как, с точ­ки зрения психологии, в качестве наиболее убедительных и до­стоверных воспринимаются отношения между субъектами, раз­ворачивающиеся в настоящем времени, что придает им статус подлинности. Основные драматические формы: диалога (как ди­алога-конфликта, так и диалога-согласия), монолога, сцены - становятся основными же формами динамической рекламы. Как правило, конфликт в подобной рекламе разворачивается вокруг свойств и качеств двух предметов: рекламируемого и антагонис­тичного ему. Этот конфликт между вещами определяет и проти­воречия между субъектами - их потребителями, разрешаемые, безусловно, полным снятием конфликта и торжеством объекта рекламы.

Схема подобной формы выглядит следующим образом:

1. завязка драматической коллизии: случайная встреча, приход в магазин, дружеский визит, телефонный звонок и т.п.,

2. конфликт (как правило, выражается в форме диалога или сцены): недоумение по поводу использования аналога реклами­руемому товару, не обладающего потребительскими свойствами последнего (не так чисто моющего, отбеливающего, чистящего, дезодорирующего, осушающего, сохраняющего, освежающего ц т.п.), или создание драматического напряжения в результате конфликта, не имеющего прямого отношения к предмету рекла­мы (сгоревший пирог, упавшая новогодняя елка, усталость, приводящая к невозможности решения простых производственных задач и т.п.),

3. разрешение конфликта, выражающееся в признании бо­лее высокого качества рекламируемого товара, или психологи­ческая разрядка, наступающая вследствие его применения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: