Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение

Использование гармонизационных средств в композиции информационных объектов подчиняется общим закономернос­тям их применения в произведениях искусства. Под композици­ей здесь понимается множество элементов, находящихся в опре­деленной связи. Вместе с тем, оно имеет и определенную специ­фику, связанную с функциональной заданностью этих объектов и самим характером их пребывания в определенном контексте в городском пространстве или на газетной полосе - то есть, спе­цификой их размещения.

Основной особенностью восприятия рекламного объекта яв­ляется его краткосрочность, спонтанность, отсутствие изначаль­ной на него установки. А поскольку само восприятие не являет­ся одномоментным, но происходит во времени, распределяясь по фазам, то и форма рекламы, гораздо в большей степени, чем фор­ма произведения искусства, должна быть гармоничной, естест­венной для «схватывания», видения, приятия. На первом этапе воспринимается общее: массы, их распределение в пространстве, фон, предмет. Затем следует весьма приблизительное различе­ние деталей, их дифференциация, и только на последнем этапе восприятия сознание получает адекватное и достоверное пред­ставление о заключенной в произведении информации.

Учитывая это свойство восприятия, дизайнер стремится не только донести основную идею рекламного сообщения, но и сделать это таким образом, чтобы сам характер взаимоотношения между элементами формы был наиболее естественным, а сама композиция - гармоничной. В теории композиции выделяются следующие принципы ее гармонизации: соподчинения, кон­траст, пропорция, масштаб, симметрия и асимметрия, динамика и статика.

I. СОПОДЧИНЕНИЕ выражает такое отношение между от­дельными частями композиции, которое не только обеспечивает ей целостность и органичность, но и способствует выявлению синтаксического значения в ней каждого из элементов. В отно­шении рекламы или иных информационных объектов соподчи­нение выражается в выделении главного элемента, представля­ющего основной объем информации (фирменный знак, девиз, слоган, название товара или фирмы-изготовителя и т.п.) и выяв­ление его связи с менее значимыми деталями композиции (фо­ном, декоративными элементами, дополнительной информаци­ей и т.п.). Принцип соподчинения может быть выражен как объ­единением элементов композиции, так и выявлением среди них главенствующего и, даже, их разделением.

1. Объединение элементов композиции характеризуется их слитностью, которая достигается через целостность геометриче­ского вида формы, использование однородных элементов, ском­понованных в общую группу с единой силуэтной линией. При этом число одновременно воспринимаемых элементов должно быть не более пяти или семи. Принцип объединения заложен в психологии восприятия, стремящегося к наиболее простому ус­тойчивому состоянию через рациональную организацию прост-|ранства и создание так называемой «хорошей формы». Так, эл­липс с почти равными осями или круг с разрывом глаз восприни­мает как идеальную, «хорошую» форму - окружность. Эта про­блема эстетического восприятия формы была поставлена геш­тальт-психологией (от нем. Gestalt - форма, структура, конфигу­рация), возникшей в Германии в начале столетия и исходившей Из положения о том, что в природе и искусственной среде все процессы изначально целостны, что обуславливает ориентацию неприятия не на единичные ощущения и ассоциации, а на всю их совокупность. Основными принципами создания «хорошее формы» являются сходство, близость, «общая судьба», «вхожде­ние без остатка», «хорошая линия», замкнутость.

Сходство, где в фигуру объединяются элементы, имеющие сходную величину, цвет, форму, как, к примеру, на рисунке, где крестики или кружочки объединятся в колонки:

+0+0+0

+0+0+0

+0+0+0

Близость предопределяет объединение в единое целое тех элементов, которые расположены ближе всего в пространстве. Так, на рисунке в единые узкие полосы легче объединяются эле­менты, находящиеся ближе друг к другу:

«Вхождение без остатка» - стремление восприятия к объеди­нению различных элементов в единую фигуру. Эта особенность перцепции может вступить в противоречие с иными гештальт-факторами - например, с рассмотренным только что фактором близости, где на предложенном рисунке могут восприниматься как узкие полосы, так и широкие, если восприятие стремится охватить все элементы и объединить их без остатка.

«Общая судьба» объединяет разрозненные элементы в само­стоятельную фигуру при условии их движения относительно ок­ружения в одном направлении и с одинаковой скоростью.

Фактор «хорошей линии» определяет восприятие пересече­ний двух или более контуров, когда зрительная система стремит­ся сохранить характер кривой до пересечения и после него.

Замкнутость (Более подробно об этом см.: Величковский Б.М., Зинченко В.П., ЛуриЯ А.Р. Психология восприятия. М., 1972. С. 167-168.) - свойство восприятия к образованию фигур с замкнутым контуром, а не открытым. Этот фактор проявляет себя тем ярче, чем симметричнее контур образовывающихся фигур:

)()()()()()()(

][][][][][][][

}{}{}{}{}{}{}{

2. Принцип соподчинения может достигаться выявлением главного элемента, и это в наибольшей мере отвечает задачам и функциональным требованиям рекламы, где такие детали, как фирменный знак, логотип и т.п., становятся не только эстетичес­ким, формальным, но и семантическим ее центром. Выделение основного элемента достигается его расположением, формой, масштабом, силуэтом, пластикой, колористической гаммой и иными композиционными средствами. Если в подобной компози­ции преобладающим становится принцип контраста, то она теря­ет целостность, и, наоборот, целостность проявляется тем ярче, чем при большем сходстве признаков его с второстепенными эле­ментами осуществляется выделение главного элемента. Этот про­цесс акцентировки основного элемента не всегда связан с его уве­личением, часто - наоборот: сопоставление мелкого выступающе­го элемента с общей формой, единой по художественным средст­вам выражения, обладает столь же ярким свойством контраста.

3. Принцип соподчинения может осуществляться и посред­ством разделения элементов композиции, где подчеркивается самостоятельное композиционное значение этих частей в форме объектов. Однако, если разделение - то есть, эстетическая ори­гинальность всех составляющих композиции не компенсируется единством целого, то такая композиция разрушается изнутри и распадается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: