Начало 30-х годов, как известно, было ознаменовано постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», завершившим период относительной автономии искусства от идеологии, период непротиворечивого сосуществования разнообразных художественных концепций и генерализацией единого творческого видения, определяемого социалистическим реализмом. Теперь главной задачей искусства становится не переустройство действительности, а ее реабилитация, когда пространство и время, ограниченные революцией, идеализируются и мифологизируются, а реальность создаваемая воспринимается в качестве более достоверной, нежели действительно существующая. Таким образом, правда жизни, достигавшаяся в реалистическом искусстве средствами художественной типизации, в соцреализме уступала место иллюзорному о ней представлению. Это обстоятельство, среди прочих, вопреки официально декларируемой верности реализму, сказывается в том, что в искусстве дает о себе знать в гораздо большей мере ориентация на принципы и нормы, провозглашенные в свое время классицизмом, эстетика которого, с характерным для нее отношением к абсолютизму, оказалась наиболее близкой идеологическим конструкциям тоталитарных режимов.
|
|
Именно воспринятым от идей классицизма оказалось и представление о правомерности идеализации искусством реальных процессов бытия, позволяющее создавать иллюзорные картины жизни общества. Положение классицистской эстетики о том, что условное (точнее - идеализированное) изображение действительности не противоречит правдивости искусства, приобрело в официальных доктринах извращенное выражение, которое может быть представлено в виде формулы «должное вместо сущего». Иначе говоря, реальному дается идеализированная интерпретация, представляющая частное - как обобщенное, а облагороженное - как эмпирически существующее.
Примерами воплощения типического, интерпретируемого подобным образом, могли служить Выставка достижений народного хозяйства - «реальная театральная декорация под открытым небом», пионерлагерь «Артек» - овеществленная социалистическая утопия, архитектура и декор станций московского метро, песенная опера и исторически-юбилейная кантата, многочисленные бодро-оптимистические фильмы. Один из них - фильм А.Медведкина «Новая Москва» (1938), закрепляющий новый статус столицы в символической, читаемой городской морфологии, но заменяющий однако реальный гигантский город игрушечной моделью, рисунком, макетом, где из-за несоответствия фактур («мощные каменные постройки», выполненные из бумаги) полностью профанируются дорогостоящие материалы сталинской архитектуры, а «монументальный спектакль власти превращается в театр дематериализованной архитектуры, метафизического пространства времени и сна».
|
|
Сама реальность, фиксированная объективно, отвергается эстетикой 30-х как грубый натурализм, ибо объектом пропаганды является теперь не реальная действительность, а миф о таковой, зримый отклик которого и призвано создавать изобразительное искусство. Таким образом, искусство теперь не только изображает мир и человека такими, какими они являются, а предлагает образец, какими им должно быть - то есть, внедряет в массовое сознание стандарты и стереотипы поведения и морально-нравственные ориентиры.
Так происходит, в частности, в кинодилогии «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году», которая знаменует начало своеобразной практики воспроизведения исторических событий с внесением необходимых корректив. (В частности, в фильме противники Сталина, в будущем осужденные на процессах 1937 года, уже тогда, в 1917 году представлены как враги народа). В первой части Сталин спасает Ленина в убежище на Финском заливе от Каменева и Зиновьева, во второй - Сталин (не Троцкий) выигрывает гражданскую войну и спасает Россию от голода, посылая в центр хлеб с Волги, пока Ленин оправляется после покушения, организованного при участии Бухарина. В этой связи заслуживает внимания формула Дж. Оруэлла, где информационная стратегия государства укладывается в лозунг: «Кто контролирует прошлое - контролирует будущее, кто контролирует настоящее - контролирует прошлое».
Такое искусство канонично, оно творится по правилам, образцам, оно фабульно, клишировано и заранее предуказано духом и буквой его эстетики, что и дало основания полагать, что в искусстве соцреализма «мы пришли к классицизму». Одновременно в соцреализме чувствуется и значительное влияние романтических тенденций с их настроенностью на идеальное, возвышенное, с их поэтизацией реальности.
Таким образом, информация государства о процессах: политических, экономических, социальных - подвергается жесткому контролю, а поскольку основное воздействие на общественное сознание осуществляется искусством, именно оно попадает в центр внимания идеологов. Естественно, что те грандиозные перемены, в первую очередь, отражают жанры искусства, способные наиболее мобильно реагировать на эти процессы: в музыке - это песня, в литературе - очерк, статья, в живописи - плакат, выполняющий функции некоммерческой рекламы - то есть, представляющий не вещные, материальные ценности, но ценности духовно-нравственные: трудовой героизм, романтику отдаленных строек, интернационализм, патриотизм, коллективизм.
Итак, официальное искусство 30-х годов вырабатывает новую форму и новое содержание, которые станут ведущими для всего советского искусства вплоть до 60-70-х годов. В новых условиях главной концепцией произведения становится позитивный, оптимистичный настрой, ориентация на созидание, утверждение ценностей советского строя, где оптимизм произведения предопределяется заранее и объясняется главенством сверхличной цели, обусловленной исторической неизбежностью торжества государственной идеологии и морали. Последнее обстоятельство, безусловно, снижало самоценность личности и ставило ее оценку в прямую зависимость от соответствия личной концепции ее бытия общественной концепции бытия государства.
В этот период в области формы наблюдается возврат к традиционным формам и жанрам, в иерархии которых верхние позиции принадлежат презентативным: парадному портрету и историческому полотну, опере и оратории, монументальной скульптуре, в архитектуре утверждается официально-парадный стиль «ампир». Основной эстетической категорией теперь становится «торжественное» как эмоциональная стихия положительного героя, в литературе главенствует высокий слог, родственный велеречивости оды, художественные полотна наполняются смыслом, полным пафоса, а музыкальные - патетическим звучанием.
|
|
Аналогичным образом складывается и новая концепция героя, где на смену коллективной личности 20-х приходит типичный представитель массы, обладающий ясным психологическим обликом и бьющим через край оптимизмом. Этого нового героя представляют многочисленные плакаты 30-50-х годов, как бы вырабатывающие концепцию нового «homo universalis», который в идеале должен сочетать в себе техническую и политическую образованность с воспитанностью духа и тела. Здесь спорт служил формированию духа коллективизма, утверждению новой социалистической морали и, будучи одним из общественных мифов, выступал как доказательство торжества советского государства и коммунизма. Этот типаж ярко обрисовал Ю.Олеша в киносценарии «Строгий юноша»: «Есть тип мужской красоты, который выработался как бы в результате того, что в мире развивалась техника, авиация, спорт. Из-под кожаного козырька шлема пилота, как правило, смотрят на вас серые глаза. И вы уверены, что когда летчик снимет шлем, то перед вами блеснут светлые волосы». (Олеша Ю. Избранное. М., 1936, с. 211.)
В условиях культурной революции огромную политическую важность приобретает и собственно рекламный плакат, пропагандирующий новые спектакли, книги, фильмы. Уже в 30-е годы складываются специфические приемы плакатного искусства, которые станут ведущими в советской рекламе вплоть до 50-х годов. Это, в первую очередь, динамизм и лаконичность формы, цветовая и образная символика. (Бабурина Н.И. Русский и советский плакат. 1900-1930//Москва - Париж. 1900-1930. М., 1981. С. 127.) Таким образом, метод социалистического реализма, господствовавший в это время в советском искусстве, в качестве эстетической платформы и стилевой основы включал принципы как реалистического направления с его стремлением к правдивому изображению жизни и глубине объ-ективного познания, так и черты романтического восприятия Действительности с его пафосом преобразования и утверждением субъективной творческой активности.
|
|