Одним из оригинальнейших явлений советского искусства 20-30-х годов был конструктивизм (от лат. Constructio - построение), выдвинувший задачу переустройства, переконструирования материальной среды посредством создания ясных, лаконичных, функционально оправданных форм, а через изменение среды - и человека. Одним из лозунгов конструктивистов стал манифест А.Родченко: «Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев». (Родченко А., Степанова В. Будущее - единственная наша цель. Вена, 1991.С.158.) Факторами, обусловившими новое сознание конструктивистов, стали:
1.Развитие индустрии и техники, появление новых материалов и технологий, позволяющих использовать при формировании предметов новых конструкций, направленных на преодоление их природных свойств. Появление новых форм в индустрии привело к модификации основных понятий композиции в искусстве.
2. Изменение взгляда на творчество как подражание природе и стремление к экспериментирующему познанию.
3. Стремление вернуть искусство в жизнь и отказаться от эстетизма, превратив художественную деятельность в активное созидание нового социального пространства, участвуя в процессе создания утилитарно полезных предметов. Принципами устройства материальных структур стали тектоника (использование промышленных материалов соответственно общественно-политическим нуждам), конструкция (организация этого материала соответственно поставленной задаче) и фактура (сознательное управление и манипулирование ими). (Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. Берлин-Москва, 1993. С. 110)
|
|
Концентрированным выражением подобного обновленного социального пространства представлялся современный город, который конструктивисты стремились преобразить средствами массовой агитации и монументальной пропаганды - как политической, так и экономической - то есть, рекламы. Воплощение этой идеи требовало обращения к формам монументальным, обобщенным, использования лаконичной цветовой гаммы, предельной функциональности всех элементов и отсутствия побочных, метафоричности и символичности, соединения с окружающей конкретикой городского ансамбля с его подвижной толпой, домами, то есть, той реальной действительностью, которая остается «сама собой». Распространению новых политических и эстетических идей способствовало не только оформление улиц и праздников, но и книги, конфетные обертки, упаковка товаров повседневного спроса и, конечно, плакаты и рекламные тексты.
В1918 году В. Степановой был разработан оригинальный метод, который можно назвать «визуальной поэзией» или, по слову самой художницы, «цветописной графикой». Его суть заключалась в соединении и оригинальном сочетании заумного языка, к которому обращались А.Крученых, В.Хлебников, В.Коменский, с графическими композициями из букв и яркими цветовыми пятнами. При этом звуковые сочетания, ассоциирующиеся с разнообразными ощущениями, были объединены композицией из мазков, штрихов, скачущих букв, знаков препинания, различных указателей типа стрелок, линеек, инициалов, графических и понятийно-знаковых элементов - то есть, здесь основным становился футуристический принцип взаимопроникновения и синтеза слова и изобразительного знака.
|
|
Как интересная композиция был представлен и сам текст, имеющий оригинальную структуру. Этот принцип взаимопроникновения графического и звучащего слова - как бы «зрительного озвучивания» - был воспринят впоследствии не только Родченко и Маяковским, но стал характерным практически для всей продукции рекламы в стиле полиграфического конструктивизма.
Конструктивизм явился естественной реакцией, выраженной в художественных формах, на бурное развитие науки и техники, на рационализм как способ мирочувствования и миропонимания. Отсюда - восприятие результатов промышленного творчества человека как отчужденную от личности и противостоящую ей ценность, выступающую в известных обстоятельствах как воплощение личности и ее замещение. Для конструктивизма цель художественного творчества заключалась в конструировании целесообразных вещей и новой вещной реальности, что предполагало естественную замену художника как творца этой обновленной действительности на инженера-конструктора. Именно эти установки привели впоследствии к развитию промышленного дизайна, утвердившего новый взгляд на вещь, ставя на первый план категории целесообразного и современного вместо традиционных пользы, прочности и красоты.
Конструктивистская эстетика как нельзя более соответствовала и принципам новой рекламы. Одним из основателей конструктивизма и инициатором реализации его принципов в рекламной графике был Родченко, которым за два года (1923-1924) вместе с Маяковским и Степановой было создано более 100 эскизов рекламных плакатов - более 60-ти - для газет и журналов, остальные - в качестве наружной рекламы. «Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули, или, вернее, переменили старый царски-буржуазно-западный стиль рекламы на новый, советский»,- так определил результат своей совместной с Маяковским деятельности Родченко. (Родченко А., Степанова В. С. 15.) Оригинальность этого стиля проявлялась в стремлении авторов к разработке целых серий графических структур, соответствующих определенным типам продукции или услуг Моссельпрома, Резинотреста, ГУМа. Так, для разработки были намечены серии «Вожди революции», «Индустрия», «Красная Москва». Основными средствами художественной выразительности конструктивистской рекламы, таким образом, становятся ясность, конструктивность, лаконичность цвета, формы и объемов, отсутствие функциональной декоративности, экспрессивность и безапелляционность, динамичность. Данное качество непосредственно сопрягается с эстетикой конструктивизма, исходящего из провозглашения действия, энергии и связанного с воспеванием революционных преобразований, и города как носителя нового мироощущения.
Отсюда - активное передвижение участников в действах (в том числе спортивных маршах, шествиях и парадах, ставших Неотъемлемой частью демонстраций и различных торжеств), закрученные спирали в архитектуре, движение фигур по кругам или линеарно в живописи, остинатные формы в музыке и тому Подобное. Здесь время предельно сжато, концентрировано, а само изменение воспринимается как условие появления нового, никогда в практике не бывшего, проявляющегося, в частности, в общественных формах движения материи. Идея движения, ритмичность проявляет себя в плакатах того времени (и в частности, рекламных) в наличии периодически воспроизводимых в конструкции элементов, параллельных линий, векторном развитии композиции.
|
|
Характерно, что реклама частных предприятий, основывающаяся, преимущественно, на эстетике эпохи модерна, выглядела гораздо менее демократичной, чем советская реклама государственных предприятий, стремящаяся подчеркнуть их превосходство не только в высоком качестве продукции, но и доступных ценах: «это была первая настоящая советская реклама в противовес к головкам, цветочкам и прочим безвкусицам периода нэпа». Там же. С. 28.). Ее авторы ориентировались на широкую публику, поэтому их произведения были предельно ясны и доходчивы. Для усиления реалистичности и документальности в работах использовались фотографические изображения либо рекламируемой продукции, либо конкретных персонажей, обращавшихся к зрителю. Таков, к примеру, рекламный плакат Ленгиза «Книги по всем отраслям знаний» с фотографией Л.Брик. (Там же. С. 16.)
В истории искусства существует устоявшееся мнение о непопулярности авангарда ввиду «врожденного зрительского консерватизма» большинства потребителей искусства. (Великая утопия. Русский и советский авангард. 1915-1932.Берн-М., 1993.С.289.)
Как известно, от обвинений в недоступности искусство авангарда защищал еще Маяковский, саркастически замечавший в письме Луначарскому: «А старое искусство понятно? Не потому ли рвали на портянки гобелены Зимнего дворца?». (Голомшток И. Тоталитарное искусство. М.,1994.С. 34.) Степанова и Брик аналогичным образом отмечали положительную реакцию в учреждениях и на рабочих местах на новаторские приемы фотомонтажа и иные методы художественной изобразительности и, напротив, антипатию к ним нэповской буржуазии с ее установкой на гедонистическое восприятие искусства. (Великая утопия. С. 289.)
|
|
Было бы неверным пытаться охарактеризовать рекламу 20-30-х годов в русле какого-либо единого стилевого направления. Художники искали выражение своих революционных настроений в самых разнообразных формах и методах творчества: это был не только конструктивизм, но и революционная романтика, черты бытового реализма, язык академических стилизаций и аллегорий, элементы постимпрессионизма, народного лубка, а также абстрактного экспрессионизма В.Кандинского и конструктивного геометризма Малевича.
Однако, с другой стороны, реклама была вовлечена в единый поток развития всего искусства, представляя вместе с ним единый стиль - стиль агитискусства - искусства, для которого его пропагандистские функции и формы агитации приобретали приоритетное значение. Это были памятники монументальной пропаганды, праздничное и будничное украшение городов, проектирование агитационных сооружений (трибун, киосков, павильонов), устройство театральных «массовых действ», изменения в эмблематике и топонимике, а также, агитационные театр, кино, политический плакат, массовые полиграфические произведения производственной пропаганды.
Соответственно, общим для всех жанров и видов искусства был и художественный язык агитпропа - динамичный, оперирующий контрастами, повышенно экспрессивный, пла-катно-лаконичный, прямолинейный, а порой - провокационный. Сразу отметим, что опыт агитискусства оказал огромное воздействие на формальную и содержательную стороны всего искусства XX века: через синтетические вариации традиционных и новых видов искусства, через внедрение в художественную практику современных технических средств (фотографии, фотомонтажа, типографии, кинопроекции, радио, новых видов зрелищных искусств и пр.), через активные эксперименты со словом как изображением и изображением как текстом.