Итак, пространство, явленное рекламой, абсолютно сакрально - оно лишено бытийности, не имеет аналогов в эмпирических ощущениях, оно символично и архетипично и предстает как материализация мифических представлений об идеальном, запредельном пространстве. Целью такой мифологизации становится осмысление мира и наполнение его новыми смыслами, обживание, определение границ, что, в конечном итоге, и возвышает человека над банальным потребительством. В этом смысле современный человек почти не отличается от первобытного, для которого символические представления и мифы были естественной и неотторжимой частью повседневности. Подобное культурно творчество является производством того, что А.Н.Леонтьев определил как «смысловое поле, систему значений, структурирующие и организующие человеческое восприятие мира». (Леонтьев А.Н. Образ мира // Леонтьев А.Н. Избранные психологические Низведения. М., 1983. Т.2. С. 253.) Здесь учения несут в себе особую мерность. Это «мерность внутрисистемных связей объективного предметного мира. Они и есть пятое квазиизмерение его». (Там же. С. 254.) Таким образом, каждый предмет мира получает свое имя, свой шифр, в котором отражается замысел создателя, актуализированные или потенциальные его значения, а также представшие о возможных культурных контекстах этого предмета. То есть каждый предмет воплощает в себе две равнозначные и равноправные системы значений: эмпирическую и мифологическую и предстает как «свернутый миф». (Лобок A.M. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997. С.89.)
|
|
А поскольку любой предмет человеческой культуры существует в исключительно сложном семантическом культурном контексте и «специфика человеческого взгляда на предмет заключается в способности видеть культурные шифры предметов» (Там же.), сам процесс означивания, называния, каталогизации предметов становится процессом культурного творчества. Наиболее многочисленны и интересны в контексте настоящего исследования «мифы происхождения» вещей. Таким, к примеру, является «миф происхождения» луны в мифилогии маори, коренного народа Новой Зеландии, приведенный в монографии «Антропология мифа» (Лобок A.M. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997. ): «Давным-давно две женщины захотели узнать, как устроен нижний мир. В путь они взяли полные корзины сушеной кумары (пища, напоминающая картофель - прим. авт.). Женщины спустились по корням древней похутукавы и шли дальше, Держась за морские водоросли. Через некоторое время они увидели костер, вокруг которого сидели трое седовласых духов. Одна из женщин быстро поставила перед ними корзину с кумарой и выхватила из огня горящее полено. Женщины побежали назад, им казалось, что они спасены, но один из духов схватил женщину - ту, которая держала полено - за пятку. Та испугалась, швырнула горящее полено, но сумела вырваться из рук старика. Полено летело долго, пока не запуталось в складках плаща Ранги. С тех пор оно горит на небе. Люди называют его Марама, что значит луна».
|
|
Несмотря на абсолютную алогичность мифа и перегруженность его структуры различными микросюжетами, а мифологу ческого пространства - многочисленными предметами, для маори он имеет в высшей степени сакральный смысл. Его осмысливает, во-первых, сама оригинальность этой текстовой конструкции, выступающей свидетельством принципиальной оригинальности данной культуры и, во-вторых, возможность связать между собой, включив в единое семантическое пространство разнообразные, разобщенные в бытийной практике вещи. Именно эти предметы и явления, наполняющиеся особыми - лунно-мифологическими - смысловыми оттенками, и становятся семантическим стержнем мифа. Отсюда - восприятие маорийцем кумары не в качестве простой пищи, но пищи, семантически связанной с луной, что придает кумаре особый, недоступный представителю иной культуры смысл, а сама кумара выступает в качестве знака, символа культуры.
Эта ситуация весьма сходна с описанной Р.Бартом в «Мифологиях», когда «после перемирия в Индокитае на первый свой обед генерал де Кастри попросил жареной картошки. А председатель Лиги ветеранов Индокитая, комментируя позднее это сообщение, прибавил: «Не все сумели понять, что это значило, когда генерал де Кастри на первый свой обед попросил жареной картошки». А понять требовалось то, что в просьбе генерала де Кастри заключался не просто вульгарный материалистический рефлекс, но ритуальный жест, знаменующий его возвращение в лоно французского народа. Генерал хорошо знал нашу национальную символику и понимал, что жареный картофель - это пищевой знак «французскости». (Барт Р. Мифологии. М., 1996. С. 122.) Этот пассаж Р.Барта иллюстрирует абсолютно идентичное понимание мифа как слова (так. почти буквально, называется одно из эссе Барта из исследования «Миф сегодня»), демонстрируемое и современной культурой, и культурой первобытной.
}0.5. Мифологические структуры в рекламе
Итак, первобытные «мифы происхождения» являются элементарными структурами, посредством которых человек соответствующим образом определяет свои отношения с предметным миром. Главным структуросодержащим значением мифа становится выстраивание иерархии предметов с помощью их мифологической семантики и установление между предметами мифосемантической взаимосвязи. И абсурдные конструкции «мифов происхождения» не противоречат, а, скорее, способствуют установлению этих сакральных сверхпрагматических смысловых связей. Подобную иерархизацию значений и смыслов представляет и современная реклама, последовательно и методично описывающая все предметы окружающего мира. Систематизация здесь осуществляется через ориентацию рекламы на определенные формы (а, может быть, и жанры), где, к примеру, реклама чистящих и моющих средств (в этом ряду равноценны Comet, Cif, Асе, Tide, Lenore и т.п.) опирается на следующую структуру:
1. Огорчение хозяйки из-за утери вещью (рубашкой, юбкой, раковиной...) своих изначально заданных свойств.
2. Тщетная попытка вернуть вещи эти свойства привычными, испытанными методами. (Не обязательно.)
3. Внезапный приход подруги (соседки, дочери) и демонстрация ею изумительных свойств нового средства. (Иногда заменяется безличной формой: «Мне порекомендовали».) Дополнительно: констатация значительной экономии финансов.
4. Итог: демонстрация вещи, вновь обретшей свой утерянный статус.
|
|
В принципе, эта схема, представляющая устойчивую модель («до» и «после»), становится основой большинства рекламных Форм. Так построена реклама лекарственных средств и средств гигиены (от памперсов до мыла, шампуня и дезодорантов), проектов питания, и особенно ярко эта структура выявляет себя в Рекламе напитков (как алкогольных, так и безалкогольных). Так. в рекламе напитка «Юпи» двоичность семантическая дублируется колористическим решением текста (черно-белое - цветное), темповым контрастом (медленно - быстро) и эмоциональным (печально - радостно), композицией (разобщенные - централизованные действия), наконец, самим текстом: «Земля была без вкуса, без цвета, без запаха, пока не появился «Юпи». «Юпи» - это радостный смех...». Та же дуалистическая модель лежит в основе рекламы водки Absolut, превращающей все предметы мира в свои противоположности: кошка, проходящая сквозь толщу стекла, превращается в черную пантеру, а милая девушка - в женщину-вамп.
Этот семантический и морфологический дуализм рекламы имеет непосредственную связь с дуалистичностью первобытного мифа, где и время, и пространство, и вещи, заполняющие это пространство, и культурные герои непременно имеют свой негативный дубликат, образуя пары противоположностей: верх - низ жизнь - смерть, мужское - женское, светлое - темное, свое - чужое и т.д. и т.п.
С данной конструкцией сопрягается иная, где двоичность системы отсутствует, а само называние предмета и становится процессом мифологического означивания, то есть рекламирования. Здесь знакомые предметы: машина, вода, лекарство, лакомство и т.п. - означиваются заново как Volvo, Hershi, Lorane, M&M's и т.п. Таким образом, при получении нового имени - слова - предмет перестает быть самим собой и «оказывается особым образом мифологически прославлен» (Лобок A.M. Указ. соч. С. 176.). С этого, как считает О.М.Фрейденберг, и начинался сам феномен языка: «Первоначально слово заключало в себе образ тотема и его сущности - его имя. Первые «славы» - «слова» состоят из названий имени, позднее - из призывов». (Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1977. С.70-71.)
|
|
Таким образом весь предметный мир оказывается структурированным и разделенным на типы и виды, где основой принципа подобной систематизации становятся как потребительские свойства вещей, так и их мифологические, культурные свойства. И часто именно мифологическая сущность предмета становится основополагающим аргументом в процессе его тестирования потребителем и выбора - покупки, ибо суть вещей заключается не в их качествах, а в их смысле.
Итак, в любом обществе, от первобытного до современного, все предметы и явления, оказывающие непосредственное или опосредованное влияние на социальную или индивидуальную свзяь, могут быть мифологизированы. Сакральность этих предков и явлений задана как изначально - в виде первозданных, врожденных и унаследованных от первобытных народов форм ощущений - архетипов, так и привнесена культурой в виде культурно опосредованных символов. В этом смысле основной функцией культуры становится производство символов и знаков, опирающихся на мифологические представления общества, то есть особого языка, шифра культуры, который способен выступить как средство идентификации.
Особый статус в современном обществе получает реклама как вид деятельности, направленный не столько на популяризацию потребительских свойств товара, сколько на иерархизацию вещей и явлений исходя из их культурных, мифологических свойств через вторичное их означивание. Таким образом, мир природы и мир культуры, воссозданный рекламой, сакрален, лишен профанной бытийности и существует как мир, удваивающий реальность, как некое параллельное пространство, как «пятое квазиизмерение» культуры.