Весьма располагающей к такому восприятию также представляется сфера флирта и ухаживаний. Здесь основным принципом моделирования становится сопоставление сферы возвышенного и комического: так, лирический эпизод предвкушения встречи (реклама жвачки Stimorol-pro Z) внезапно сменяется комическим, где препятствием к этому становится луковый бутерброд или чесночный суп.
Одна из важнейших ипостасей игры - потребность в абсолютизации праздничной стихии, воспроизводящей идеальный мир в многообразии его идеальных же отношений. Атмосфера праздника - это, прежде всего, реализация неудовлетворяемых в обыденной жизни побуждений человека, его желаний, стремлений, компенсация сенсорного голода и получаемая возможность пережить состояния, не характерные для повседневности. Праздничное поведение, как правило, связано с различными этическими аномалиями или, по крайней мере, с нарушением обыденных норм, где отступление от общепринятого выступает не только как вероятное, но и как желательное или, даже, как единственно возможное, санкционированное традицией.
Среди празднично-игровых форм - обжорства, драки, красованья, похвальбы или словесного поединка, флирта, символической и (или) фактической близости - то есть, всякого рода эмоциональных и этических излишеств - наиболее значимыми выступают мотивы, связанные с абсолютизацией природных качеств человеческой психики. Подобная гипертрофия инфинитивного поведения напрямую связана с концентрацией в цем эротического содержания, которое и является по сути наиболее сакральным, обеспечивающим смыслосодержательную функцию человека. Именно эротические и любовные переживания, связанные с эмоциональным подъемом и радостной окрашенностью мировосприятия, выступают в качестве наибольшей культурной ценности и важнейшей доминанты жизненной стратегии. Сфера эротических переживаний является наиболее универсальной системой, не требующей специального перевода из одной знаковой или семантической системы в другую. Эти обстоятельства и определяют востребованность данной универсалии искусством, всеми его видами и формами, причем, в равной степени как уникальным, элитарным, так и стереотипичным массовым.
Сфера интимного становится одной из основных в рекламе, и, вследствие преобладающего игрового характера последней, одной из излюбленных ею игр, основывающейся не на пассивном созерцании или - более - сопереживании - чужим эмоциям, лежащим вне сферы личной заинтересованности субъекта, а предполагает диалог, активный обмен трансакциями. (Реклама при этом расширяет установленные обществом границы социально адаптированных форм взаимодействия субъектов. Однако, эта, неявно выраженная функция переконструирования эмоциональной, интеллектуальной или психической составляющей реципиента лишь соответствует основной - переконструированию системы его потребностей.) По этому типу выстроена реклама казино Каро («Раскрути!»), сигарет Pall Mall («Ночь твоя, добавь огня!»), когда текст рекламы выступает в качестве типично игрового зачина, предполагающего передачу эстафеты следующему игроку. Сексуальная же окрашенность этих переживаний обеспечивает более активную вовлекаемость потенциальных игроков в данный процесс.
Подобное радостное напряжение вызывает и такая форма эротической игры, как флирт или ухаживание. Особенно важно, что основным условием участия в этой игре становится обладание или передача некоей волшебной вещи, наделенного любовной магией талисмана, в качестве которого выступает, естественно, сам объект рекламы: напиток, шоколад, печенье и т.п.
Так, в частности, структурирована реклама жвачной резинки Dirol, выполняющей функцию явного игрового атрибута, а передача этого ритуального предмета (дарение, бросок) лицу, не умствующему пока в игре и случайно проходящему, (проезжающему в машине или стоящему на ленте эскалатора), но знакомому с ее правилами, заменяет обычную процедуру знакомства. Прц этом обмен многочисленными трансакциями, необходимыми для выяснения степени заинтересованности каждого в установлении контакта, заменяется двумя: бросок означает провозглашение начала игры, принятие этого дара - соглашение на участие в ней.
Характерно, что изображение сферы эротического также ограничено определенными правилами и установками, где основополагающими представляются аспекты не столько любовных, сколько сексуальных отношений. Последний аспект объединяет такие, столь далекие по функциям предметы, как жевательная резинка и лакокрасочные изделия, парфюмерия и пищевые продукты, интимные принадлежности и копировальнаятехника, сигареты и украшения, машины и одежда. В этот ряд попадает даже обувь, становясь необходимым атрибутом игры - причем, не исключительно модельная, прочно ассоциирующаяся с целым комплексом составляющих сферы«красивой жизни», но и брутальнаямолодежная типа Grinder's, Shelly's, Dr.Marten's. Сколь изящно выдвигает это условие в рекламе магазина «Обувь XXI века» «современная девушка», намекающая партнеру, что для вступления в «интимные отношения» он должен купить то, что «...не продается в аптеках», а есть только в магазине «Обувь XXI века!».
Подобная ориентация в рекламе на формальную сторону отношений, предельно регламентированную, осуществляется в строгом соответствии с правилами, задающими алгоритмы взаимодействия субъектов. Подобная предуказанность событийной протяженности определенными правилами позволяет рассматривать данные игровые конструкции в качестве одной из первичных форм социализации. Между тем, эта акцентуация формальной стороны взаимодействия субъектов в ее главенстве над внутренним, содержательным его качеством и легитимирует поверх' ностность, ритуальность отношений, где игра не переходит в подлинную близость.
Здесь одним из правил игры становится обмен трансакциями, не предполагающий пересечения границ Эго с его внутренними конфликтами и подобный одному из ритуалов этикета. При этом сами отношения выступают не столько как субъект-субъектные, сколько как субъект-объектные, не предполагающие деформации или модификации внутренней структуры личности.
Особый интерес в этом ряду представляет реклама, разворачивающаяся вокруг сюжета «работа». Характер представлений о работе сегодня изменился принципиальным образом, и на фоне уникальной рекламы КамАЗа («Он просто помог мне выжить, сделать дело, не боясь испачкаться, потому что танки грязи не боятся!») выступает вполне стереотипичная с точки зрения утверждаемых ценностей и представлений о труде реклама капель от насморка с ее характерной формулой: «Времени нет, и насморка нет!». Изменилось и само представление о человеке труда, где образ мастера своего дела, профессионала, неторопливого и уверенного в себе, стал нетипичен. Его сменил иной образ: сегодня работающий человек - это человек спешащий, экономящийвремя и знающий ему цену, и частосредством, помогающим сберечь этодрагоценное время, и выступает предмет рекламы - будь то обедс доставкой в офис или средство от насморка, а к самим характеристикампрофессиональной деятельности добавляются такие, как «руководящая», «престижная», «хорошо оплачиваемая».
Все сказанное касается мужских профессий, в то время как имидж работающей женщины составляют такие определения, как «элегантная», «деловая», обладающая «свежим дыханием», уверенная в себе и постоянно пребывающая в хорошей форме и настроении («прежде, чем Вы начнете свою работу, Nurofen закончит свою»). Аналогичным образом можно выделить такие игры, как «путешествие» (это может быть и реклама туристических услуг, и продуктов питания, и сигарет или алкогольных налитков), «приключения» (спектр так же необычайно широк: от освежающих пастилок до капель от насморка), «покупки» и т.д. Таким образом подчеркнем еще раз: реклама выступает как игровая деятельность, моделирующая социальные трансакции объектов и дифференцирующая их как с точки зрения направленности этой активности, так и в русле вариативных возможностей и специфики их наполнения.