Ситуация | Комплимент |
Когда партнер сумел во время переговоров добиться большего, чем было намечено | Как вам удается так расположить к себе людей? |
Когда партнер отметил что-то характерное и важное для фирмы | Я раньше не знал, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях, вы потрясающий аналитик! |
В ответ на добрую улыбку, явно адресованную вам | Знаете ли вы, что ваша улыбка просто обезоруживает! |
После длительных переговоров, завершившихся для вас удачно | Всегда приятно иметь дело с таким партнером! |
Когда беседа закончилась успешно | До чего же приятно взаимодействовать с таким интересным партнером! |
Партнеру, который неожиданно для вас открыл вам на что-то глаза | Общаясь с вами, можно многому научиться! |
Партнеру, который неожиданно для участников дискуссии блеснул эрудицией | Меня всегда поражает широта вашего кругозора! |
Партнеру, который был участником конфликта, но удержался от ответного выпада | Как вам удалось воспитать в себе такую сдержанность? |
В ситуации, когда партнер легко мог «сорваться», но не сделал этого | Ваша стойкость и выдержка меня всегда восхищают! |
Партнеру, который, несмотря на трудности, довел дело до конца | Вашей воле можно позавидовать! |
Партнеру, который все-таки добился своего | Это прекрасно, что у вас такой настойчивый характер! Вы такой целеустремленный человек, как мне этого не хватает! |
Партнеру, который чем-то бескорыстно пожертвовал ради другого | Меня подкупают ваша доброта и отзывчивость! |
Партнеру, который вел переговоры в трудной, конфликтной ситуации и сумел их эффективно завершить | Знаете ли вы, что ваша энергия просто заряжает других! |
Партнеру, сделавшему хороший доклад или сообщение | Какая у вас прекрасная речь! Слушать вас – одно наслаждение! |
Партнеру, который впервые достиг больших результатов в переговорах и сам смущен этим | Вы скромничаете! Ваши способности говорят за вас! (давно известны!) |
Партнеру, который в ходе дискуссии по памяти привел необходимые данные, интересную информацию | У вас энциклопедическая память! Ваша эрудиция поражает! |
Партнеру, сумевшему кого-то переубедить | Вашей логике и умению убеждать можно позавидовать! |
Исполнителю, справившемуся с неприятной, рутинной работой | Это прекрасно, что у вас такой настойчивый характер! |
Человеку, нашедшему подход к сложному клиенту | Я раньше и не знал, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях! |
Организатору различных мероприятий | Уверен, что в этом деле вас трудно превзойти! |
Мастеру на все руки | Верно говорят, у вас действительно «золотые руки»! |
18.речевой этикет руководителя
|
|
Мы выделяем две причины, по которым речевой этикет необходим компаниям с осмысленной и управляемой корпоративной средой.
1. Этикет накладывает ограничения на эмоции и сосредоточивает на деле.
2. Этикет освобождает от давления неловкости в ситуации речевого волнения во время повышенной коммуникативной ответственности, к которой обязывает нас присутствие в деловом сообществе
|
|
Поговорим об этом предметно.
1. Речевой этикет внутри компании
Попробуйте записать несколько деловых собраний на видео. Отберите из них самые яркие, эмоциональные и проанализируйте их. Вы непременно заметите точки пересечения и кипения точек зрения. Они темпераментно выразятся повышенной жестикуляцией, температурой на лицах, темпом речи. Попробуйте найти в видеоматериале причину закипания. Вы её обнаружите на глубине: в пропасти несходств, в различном видение проблемы… Дело не столько в словах, сколько в позициях. Это так. При сходстве позиций отсутствие этикета делу не очень повредит, но в сложных ситуациях принципиальных разногласий он один способен спасти дело и сохранить лицо.
Неряшливость и стихийность диалога, неумение слышать, отсутствие навыка доверять миротворческой силе слова («Простите, коллеги, я увлекся!») очень способствуют превращению делового разговора в перепалку с потерей смысла, с приобретением обид, разочарований и усталости, даже если позиции сторон в общем и целом отличались не принципиально.
Речевой этикет, будь он укоренён в корпоративной культуре (речь именно о ней, а не о личной воспитанности отдельных сотрудников), ограничил бы мощь речевой стихии до выбора официально-деловой лексики, уберёг бы собрание от перехода на личности. Не только на личность оппонента, но и на себя как на лично себя, ранимого, тонкого, обидчивого. Ничего личного! – это навык речевого этикета в деловой обстановке. Но именно навык. Одной установкой «ближе к делу!» или призывом «давайте жить дружно» делу не поможешь. Речевой этикет объективен по своей природе и противостоит субъективности. В организации он экономит эмоции (а значит – конфликты, выяснения отношений) и время на них.
Именно поэтому в современном менеджменте возникла форма обсуждения «мозговой штурм» и её этикет: никаких субъективных оценок!
Этикет помогает сосредоточиться на деле. Не выгодно ли это для дела?