Основные ценности и экзистенциалы морального бытия

Основными ценностями и экзистенциалами морального бытия являются понятия добра, зла, блага, справедливости, долга, любви, ненависти, счастья и смысла жизни. Рассмотрим их подробнее.

Благо, добро, зло. Благо – все то, что способствует удовлетворению разумных потребностей. Соответственно добро – это все то, что ведет к благу, способствует утверждению жизни, ее развитию и совершенствованию, а зло – все то, что противодействует благу и ведет к жизнеотрицанию, разрушению и деградации. Добро – в широком смысле слова, как благо, означает, во-первых, ценностное представление, которое выражает положительное значение чего-либо в его отношении к некоторому стандарту. В зависимости от принимаемого стандарта, добро в истории философии и культуры понималось как удовольствие (гедонизм), польза (утилитаризм), счастье (эвдемонизм), соответствующее обстоятельствам (прагматизм). Добро знаменует не просто свободные, но сознательно соотнесенные с высшими ценностями поступки. Оно характеризует действия человека с точки зрения его духовного возвышения и нравственного совершенствования. Зло – противоположность добра и блага. Оно охватывает негативные состояния человека и силы, вызывающие эти состояния. До Канта добро, зло, благо были основополагающими категориями. Аристотель называл это этикой блага, у Канта же - этика долга.

Справедливость – это мерная характеристика человеческих отношений. Она означает такой должный порядок человеческой жизни, при котором существует соответствие между деянием и воздаянием, достоинством и награждением. Существует два значения понятия справедливости – широкое и узкое. Соответственно можно говорить об общей и частной справедливости. Это разграничение предложил еще Аристотель, в своем существенном содержании оно сохранилось до сих пор. Под общей справедливостью он понимал соответствие закону, разумность полисной жизни. Специальная (частная) справедливость есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении благ совместной жизни людей в рамках единого социального пространства. По Аристотелю, справедливое по отношению к другому – это равенство. Справедливость – это равенство обязанностей и прав, необходимости и свободы. Частная справедливость: уравнивающая – в ее основе лежит равенство требований, предъявляемых к человеку, и воздаяний; распределяющая – в ее основе лежит принцип неравенства (каждому человеку должно воздаваться по заслугам).

Долг - это нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственная необходимость, фиксированная в качестве субъективного качества поведения. Долг выражает императивность морали. Этика Канта – этика долга. Связывает с понятием долга специфику нравственности: нравственный закон выступает в форме категорического императива и его субъективной опорой является долг. Категорический императив (две формулировки: 1)действуй лишь по такой максиме, посредством которой ты можешь одновременно желать, чтобы она стала всеобщим законом и 2) относись к человечеству в лице каждого индивида как к цели, а не как к средству) – безусловное принуждение к поступку, равное долгу.

Любовь и ненависть. Любовь фиксирует в своем содержании глубокое индивидуально-избирательное положительное интимное чувство, которое направлено на свой предмет. Любовь для своего носителя выступает максимальной целью. Любовь нельзя вызвать, прекратить, переадресовать. Ненависть – противоположность любви.

Счастье и смысл жизни. Счастье – это понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Роль и место нравственных добродетелей в составе факторов, ведущих к счастью стало центральной проблемой этики. Различные решения этой проблемы могут быть сведены к трем традициям:

1) Эпикурейская/эвдемонизм (счастье – это цель, добродетель – средство к счастью);

2) Стоическая (счастье – нравственное совершенствование само по себе; человек счастлив в родовой сущности, которая совпадает с разумом);

3) Синтетическая, заложена Аристотелем и может быть названа аристотелевской (нравственные добродетели – это и путь к счастью).

Смысл жизни – это понятие, раскрывающее самоценное значение человеческой жизни, ее нравственную оправданность. Смысложизненная проблематика связана с поиском «истины бытия», которая одновременно выступает как «благо бытия», обладает безусловной обязывающей силой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: