Особенности современного нравственного сознания

Современная духовно-нравственная ситуация – смена ценностных доминант. Применительно к России нужно говорить о постсоциализме (переход от коллективизма к индивидуализму). В наше время существует симбиоз, переходное состояние от одного типа морально-нравственной культуры. Нужно показать объективную основу этого перехода. Произошли существенные изменения в экономическом базисе, политике. Наблюдается противоречие общественного и личного (горизонтальные устремления человека – он пытается осмыслить, выразить свои отношения с другими людьми, удовлетворить ближайшие потребности, и вертикальные – человек соотносит свое существование с Вечностью). Это противоречие между социализмом и капитализмом: от общественного к личному, индивидуальному, от альтруизма к эгоизму, от бескорыстия к утилитаризму и прагматизму. От патриотизма, интернационализма к принципу национальных автономий (в лучшем случае) и национализму, шовинизму (в худшем). Сейчас совмещаются остатки прежней системы и порождения новой. Остро стоит проблема самоидентификации в конкретном историческом времени и пространстве. Очень сложен анализ и управление реальностью. Например, сейчас политиками навязывается православная культура, но такая экспансия вредит ее исторически заслуженному авторитету. Отсюда важность роли философа в современном обществе. Философы должны быть неподвластны идеологии, их взгляд может оценить конструктивность или деструктивность религии. От социальной активности, вовлеченности в процесс «общественной жизни» происходит переход к социальной пассивности, бегству от действительности - к общему чувству пессимизма. Шопенгауэр, Ницше («переоценка ценностей»), Шпенглер: органическая «живая» культура подверглась «неорганическому» промышленному расширению – она превращается в мертвую цивилизацию. Тойнби указывает на необходимость нравственной мутации современного общества, на потерю «измерения священного», без которого западная культура обречена на бесславный конец. Двадцатый век с его мировыми войнами и революциями дал богатую пищу для пессимистических настроений. Философия экзистенциализма - ощущение страха, тревоги, отчаяния, отчужденности, покинутости, «заброшенности в мир» (актуальные переживания для нашего времени). Современные философские направления: традиционализм, постмодернизм – пессимистически оценивают будущее западной культуры, считая, что в условиях бурного развития материальной стороны цивилизации в ущерб духовной – человек теряет свободу и свое предназначение. Отсюда – глобальные кризисы современности (нравственный, экологический, региональные конфликты, терроризм, войны).

Переходную ситуацию, которая наблюдается в духовно-нравственной сфере нашего общества можно назвать ситуацией релятивизма, т.е. относительности моральных норм, отсутствия единых критериев. В современном обществе активно ведутся поиски основ для нового морального мировоззрения.

Проблема морального прогресса в современном обществе. Прогресс – направленность, эволюция, развитие от несовершенного к совершенному, от простого к сложному. Своеобразие морального прогресса в том, что моральный прогресс является показателем любого другого вида прогресса. Содержание: степень гуманизации общественных отношений. Присутствие морального прогресса в отношениях мораль – наука, мораль - искусство и так далее говорит об их собственном прогрессе. Прогресс морали зависит от уровня развития и свободы личности, а не от способа производства (были периоды, когда технико-экономическое могущество сочеталось с нравственной деградацией - фашизм). В современном обществе при приросте технико-экономического оснащения не наблюдается тенденция гуманизации общества. Жизненное пространство все больше подчиняется законам материальных ценностей, человеческие ценности отступают на задний план (криминализация общества) – обесценивание человеческой значимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: