Нравственный мир личности: социальность и индивидуальность

Мораль как волевое отношение есть сфера поступков человека. Поступки объективируют мотивы и помыслы индивида, ставят его в определенное отношение к другим людям. Умный, красивый – сам по себе, а щедрый, справедливый, добрый – только в отношениях с другими людьми. Личность – индивидуальное бытие социального; личность тем богаче, чем больше она усвоила многообразие социального. Социальное и индивидуальное переплетены - нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Все мы - индивидуальное бытие социального, все мы - уникальны. Индивидуальная нравственность характеризуется:

а) доминантой совести (способности человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному);

б) ответственностью (отношение зависимости человека от чего-то иного, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений). Жан-Поль Сартр «Чувство полной и глубокой ответственности – результат осознания человеком того, что осуществляя выбор, он вместе с собой выбирает и все человечество».

Социальное значение нравственности заключается в самой сущности морали. Сущность морали – социальный регулятор (проявление социального). Цель морали - упорядочивание отношений индивид-общность, сохранение общности. Мораль хоть и изменялась, но всегда тяготела к универсализму, к неким константам, чтобы сохранить стабильность конкретного социума. Субъектная специфика морали – проявление индивидуальности. Признаки:

1) Моральная сознательность: необходимо различать объективную сознательность (прямое отражение действительности, суждение факта, объективность) и субъективную сознательность (опосредована интересами субъекта, ценностно-оценочное отражение действительности). Моральная сознательность – специфический вид сознательности, который есть адекватное отражение и воплощение в действительности требований и ценностей моральной необходимости. Мораль в сочетании с необходимостью – специфический вид социальной детерминации единства интересов и действий личности и общества в целях сохранения целого.

2) Добровольность. Воля – акт субъекта, направленный на его реализацию в деятельности. Может быть добрая и злая. Злая – злая цель, а добрая – добрая цель и свобода воли. Моральная привычка – первый шаг к преодолению самопринуждения к доброму поступку. Высший уровень – моральная потребность.

3) Моральный мотив. Мотив – объяснительный принцип деятельности, неявная, отдаленная во времени, но подлинная цель наших действий. Признаки бескорыстия: отсутствие мотива выгоды, отсутствие мотива воздаяния, приоритет общественного над личным.

Формула основного морального отношения: общество и личность ® общественное благо как высшая цель ® личное благо как конечная цель. Сущность и структура индивидуального морального сознания:

1) Отражение действительности. Сознание (интеллектуальная сфера): обыденное и теоретическая (этика – теоретический уровень морального сознания). Моральные знания могут быть абстрактными и конкретными, сознательными и действенными, отстраненными и переживаемыми.

2) Отношение к действительности. Сознание-отношение (чувственно-эмоциональная сфера): Соловьев – три способа отношения человека к миру: ниже (животное, телесное, проявляется как стыд), равное (к другому человеку, проявляется как жалость), выше (к Богу, выражается в благоговении)

3) Управление действительностью. Сознание-управление. Три подфункции: а) Планирование действительности – целеполагание, выбор средств, прогноз результата. Универсальный мотив – бескорыстие, прогноз – перспективная, опережающая ответственность, которая бывает трех видов: ретроспективная – вдогонку, настигающая – за прошлое, актуальная; б) Регулирование действий (воля); в) Контролирующая – соотнесение результата и плана, осуществляется посредством моральной оценки – способ обнаружения моральной значимости явлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: