Проблема морального выбора, свободы и ответственности

Необходимость морального выбора обусловлена «вечным противоречием» социального и индивидуального, должного и сущего, добра и зла. Мораль выступает как ориентир в пространстве этих противоречий. Ситуация выбора обусловлена универсальностью противоречий. Сложность выбора обусловлена ограниченностью возможных вариантов. Необходимость компромисса в такой ситуации (человек выбирает из многих зол – наименьшее). Демокрит: «Не делать никаких уступок жизни – безрассудство». Нужно учиться культуре компромисса (когда человек идет на уступки обстоятельствам):

1) по корыстным мотивам, из-за стремления к собственному спокойствию, благополучию;

2)из-за толерантности (когда учитывается паритет интересов, благ; когда обе стороны соблюдают свои интересы и интересы оппонентов).

«Толерантность – не равнодушие к добру и злу, но способность не усугублять их конфликтность» - Бердяев. Гарантом толерантности выступает моральная сознательность – специфический вид сознательности, который есть адекватное отражение и воплощение в действительности требований и ценностей моральной необходимости. Моральная необходимость – специфический вид соц. детерминации единства интересов и действий личности и общества в целях сохранения целого. Свобода в ситуации морального выбора – познанная необходимость, умение ей следовать. Мы настолько свободны, насколько вписываемся в объективную необходимость, отрицание объективной необходимости – безответственность. В ситуации морального выбора человек осуществляет моральное поведение, основываясь на сознательных и частично неосознаваемых ориентирах. Осознание этих ориентиров – предмет морали. Моральный выбор состоит в том, что человеку приходится решать, не противоречат ли какие-то притягательные ценности каким-то не вполне осознаваемым интересам сохранения собственной личности. Признаки ситуации морального выбора:

1) внутреннее ощущение, что нужно поступить не так, как хочется (мне хочется),

2) но человек поступает по своей воле (я хочу),

3) моральный выбор совершается не потому, что этого хочет окружение,

4) моральный выбор связан с отказом от своих притязаний, чтобы сохранить моральное достоинство. Достоинство – это осознание человеком ценности своего Я; качество, соотносимое и соизмеримое с достоинством другого человека,

5) моральный выбор совершается здесь и сейчас – в обстоятельствах, над которыми мы не властны.

Предпосылкой морального выбора является свобода. Моральный выбор отражает степень нравственной свободы личности и общества. В истории этики есть два подхода к моральному выбору: 1) человек выбирает поступки как средства для высшей цели (Аристотель, Локк); 2) моральный смысл имеет только выбор высшей цели, т.е. самой морали (Кант, Кьеркегор). Главное - воплощать моральный выбор в реальности, т.е. действовать соответственно ему (моральному выбору) в конкретных обстоятельствах.

Ответственность – 1) инобытие должного (выполненный долг, необходимость) – Гегель, 2) умение пользоваться свободой. Свобода - не бремя. Свобода – это характеристика действия, совершенного со знанием и учетом объективных ограничений, по собственному произволению – не по принуждению, в условиях выбора возможностей. Мерой свободы человека задается и мера его ответственности. Ответственность – это отношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Вести себя ответственно – значит быть способным активно действовать со своего места, поступать согласно логике событий, понимая и осознавая, как отзовутся твои действия на тебе и на других. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности.

Ответственность может быть трех видов:

1) ответственность за прошлое

2) актуальная ответственность (которая совпадает по времени с совершаемым действием)

3) ответственность за будущее (перспективная ответственность).

В истории философии идея ответственности развивается в связи с темами свободы, вменения и вины. В христианстве образом Иисуса Христа был задан универсальный масштаб ответственности. В экзистенциализме ответственность человека распространяется на все человечество: осуществляя выбор, человек выбирает вместе с собой и все человечество. Ж.П. Сартр - «Чувство полной и глубокой ответственности – результат осознания человеком того, что осуществляя выбор он вместе с собой выбирает и все человечество».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: