Тема 3. Основные эстетические категории

Тема 2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИ

Предмет эстетики. Специфика художественно-эстетической информации. Проблема абстрактности эстетической науки и ее отношения к развитию эстетического сознания. Традиционное понимание предмета эстетики как науки о прекрасном. Природа эстетических отношений. Практическое значение эстетического сознания во взаимодействии эстетической теории и реалий искусства. Методы и задачи эстетики. Эстетика как философия искусства. Место эстетики в системе других наук.

тема 3. ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

Система эстетических категорий. Эстетическое как основная категория эстетики. Сущность проблемы эстетического. Его место в системе отношений человека с действительностью. Универсальность и уровни эстетического отношения. Принципы выделения основных модификаций эстетического: по способу существования и по качественному своеобразию. Эстетическое и утилитарное, эстетическое и нравственное. Эстетическое и художественное. Обоснование возможности построения системы категорий эстетики в современной реальности.

Категория прекрасного: история и содержание. Объективные основы красоты. «Субъективный» аспект прекрасного. Генезис и историческое развитие чувства прекрасного. Прекрасное, красивое, изящное. Взаимосвязь прекрасного с практической деятельностью и духовной культурой. Прекрасное и эстетический идеал. Прекрасное и безобразное. Эстетизация безобразного в современной эстетике и искусстве.

Категория возвышенного: история и содержание. «Объективный» и «субъективный» аспекты. Возвышенное и героическое. Возвышенное в современной действительности; способы художественного воплощения возвышенного и героического. Возвышенное и низменное. Низменное и его эстетизация в эстетике постмодернизма.

Трагическое: история и содержание. Предпосылки трагического конфликта в обществе и основные трагические коллизии (трагедия нового, трагедия старого, трагедия заблуждения). Эволюция социальной трагедии и ее отражение в эстетической категории трагического. Особенности социальной основы трагедии на современном этапе. Трагедия как жанр искусства. Трагедия, драма, мелодрама. Трагедия ужасного и жестокого в жизни и искусстве. Трагический герой, трагическое переживание, катарсис трагического. Проблема катарсиса: история и современность (от античности до постмодернизма). Трагикомическое.

Комическое: история и современность. Основа комического эффекта: парадоксальность, несоответствие атрибутов обнаружения атрибутам сущности. Комическая ситуация. Комическое и смешное. Эстетический вкус и комический смех. Амбивалентный смех гротескного реализма. Комедия как жанр искусства. Юмор, ирония, шарж, гротеск. Ирония как ценность постмодернизма. Проблема соотношения иронической ментальности в творчестве. Тип умонастроения и тональность иронического отношения (нигилизм, скептицизм и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: