Связаны с деятельностью корпораций и означают функционирование среднего звена между микроэкономикой (хозяйственной деятельностью фирмы) и макроэкономикой (хозяйственной деятельностью государства).
Вопрос 6. Логистика и маркетинг
Предметом рассмотрения является функциональная взаимосвязь логистики, маркетинга и других служб и звеньев, связанных с организацией движения материальных потоков в микро- и макро- логистических схемах.
Маркетинг сегодня представляет комплексную систему организации производства и сбыта продукции, ориентируемую на наиболее прибыльную реализацию и удовлетворение запросов потребителя.
Маркетинг формирует и стимулирует спрос, логистика его реализует с минимальными затратами. При этом логистика состыковывает предъявленный рынком спрос и предложение фирмы-производителя продукции. Связывающим звеном здесь является необходимая информация.
Наглядное представление ключевых составляющих маркетинга и логистики, можно получить из сравнения 7- «Р» маркетинга и 7- правил логистики, оно позволяет проследить прямое взаимодействие между такими характеристиками, как продукт, место, потребитель и цена.
|
|
К сожалению, следует отметить, что по вопросу взаимосвязи маркетинга и логистики специалисты разделились на три группы.
• Одни считают, что логистика возникла и имеет право на существование лишь как раздел теории маркетинга.
• Специалисты другой группы, напротив, считают, что, возможно, так было ранее, однако в настоящее время логистика давно вышла за отведенные ей рамки. Сейчас маркетинг можно рассматривать как раздел теории и практики логистики, которая занимается изучением и управлением материальными, информационными и иными потоками в их движении от источника к месту назначения.
• Приверженцы третьей точки зрения считают, что маркетинг и логистика представляют собой самостоятельные направления производственно-хозяйственной деятельности, тесно интегрированные между собой. В сущности, маркетинг и логистику как концепции управления субъекты предпринимательской деятельности могут использовать независимо одну от другой.
При рассмотрении вопроса о разделении функций маркетинга и логистики следует иметь в виду следующие обстоятельства:
1. Современный этап развития маркетинга начался в конце 50-х годов. Более активно он начал внедряться в 70-х годах с применением ПЭВМ и АСУ. Примерно в это же время, происходит активное развитие и внедрение логистики;
2. Как следует из определения, маркетинг изначально ограничивал свою деятельность звеньями «производство продукции - сбыт». Логистика избрала своей сферой всю цепь движения материального потока «поставщик сырья — производство продукции - сбыт». Бесспорно, задача логистики является более сложной в реализации из-за большего числа звеньев товародвижения, разного характера транспортного обслуживания по доставке сырья и готовой продукции, различий в способах подготовки груза к перевозке, размеров отправляемых партий;
|
|
Общим для логистики и маркетинга является обязательный учёт и более полное удовлетворение требований потребителя. Таким образом у логистики и маркетинга объектами изучения являются операции по поставкам и сбыту готовой продукции. Разделение функций между логистикой и маркетингом можно иллюстрировать следующей схемой:
ЛК №2 Основы методологии и организации логистики
Литература
1) Таджикский А.М. Логистика. Учебник. М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.
2) Логистика. Учебное пособие. Под ред. Полещук И.И. - Минск: БГЭУ, 2007.
3) Основы логистики. Под. ред. Миротина Л.Б. и Сергеева В.И.-М. ИНФРА-М, 2000.
4) Сток Дж. Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой. М. ИНФРА-М, 2005.
ВОПРОСЫ:
1. Содержание методологии логистики. Основные парадигмы логистики.
2. Фундаментальные концепции управления как теоретическая база логистики.
3. Принципы логистики и моделирование.
4. Общие и специфические методы, используемые в логистике.
5. Организационные структуры управления логистикой.
1. Вопрос. Содержание методологии логистики
Управление хозяйственными процессами с помощью общеизвестных методов осуществляется и при логистическом подходе к продвижению потоков ресурсов. Необходимость расширения методологической базы управления потоками ресурсов связана с переходом от изолированной разработки в значительной степени самостоятельных систем к интегрированным логистическим системам.
Методология — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
Важнейшей общесодержательной стороной логистических исследований и разработок являются синтез и анализ логистических систем. А для этого существует потребность в соответствующей методологии, которая сформировалась в ходе создания научных основ логистики.
Методология логистики включает кроме понятийного аппарата, концептуальные основы науки. Она имеет несколько уровней общности, включая парадигмы, концепции, принципы.
Объектом в логистике выступают материальные и соответствующие им финансовые, информационные (или их сочетание) потоковые процессы в производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий.
Предметом логистики выступает рационализация материальных и соответствующих им финансовых и информационных потоков.
В качестве цели логистического управления выступает максимальное удовлетворение потребностей потребителей в рамках миссии предприятия.
Научная база логистики сегодня насчитывает пять основных парадигм, которые появились в процессе ее эволюции и объединившие исследователей в этой области в различные научные школы.
В их числе: аналитическая, технологическая (информационная), маркетинговая, интегральная, стратегическая.