Этика гуманизма

«Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым…» – так Франческо Петрарка (1304–1374) отрицал сословное деление и утверждал достоинство человека. Интерес к самому себе, самоутверждение через творчество органично связывают гуманизм с индивидуализмом.

Готовность к полемике, противопоставление своих взглядов традиционным, освященным авторитетом церкви, критика схоластической учености – эти типичные черты гуманиста-ученого в полной мере проявились в творчестве Петрарки. Интерес к земной жизни, к неповторимой человеческой личности, утверждение права на свободу и в мыслях, и в действиях – все это объединяет Петрарку с Джованни Боккаччо (1313–1375). У Боккаччо проявился интерес к чувствам и помыслам человека, нравственным качествам, причудливому смешению добродетелей и пороков. В его «Декамероне» действуют не «маски», но живые люди во всем их многообразии.

Леонардо Бруни (1374–1444) в своем творчестве обращался к истории, моральной философии, политике, педагогике и филологии. Как и Петрарка, он был патриотом Италии, думавшем о ее единстве и полагавшем высшей добродетелью virtu (деятельное мужество).

Гуманизм Лоренцо Валлы (1407–1457) сугубо индивидуалистичен. Нет ничего ценнее собственной жизни, критерием морали является личный интерес, основу взаимоотношений людей составляет взаимная выгода. Самопожертвование неразумно. Стремление к наслаждению свойственно всем людям. «Природа предложила людям многие блага, наше дело – уметь хорошо пользоваться ими». В своем трактате «О наслаждении или истинном благе» Валла критикует христианский аскетизм как нечто противоестественное, чуждое нормальным чувствам человека и прославляет человека, живущего всей полнотой чувств. Индивидуализм Валлы оптимистичен: он полагает, что многообразие и изобилие благ позволяет каждому удовлетворять свои желания, не мешая другим. По природе человек добр и способен радоваться спасению, выздоровлению, успеху других людей. В рассуждении «О свободе воли» Валла критикует Боэция и утверждает, что божественное предвидение не только не противоречит свободе воли человека, но, напротив, ее предполагает.

Многие гуманисты подчеркивали безграничные возможности человека. Колюччо Салютати (1331–1409) писал: «Мы заслуживаем всяческой похвалы за благо, которое создаем сами… когда Бог дает нам право творить и этим сравняться с ним». Он считал, что принципы нравственной жизни, и прежде всего – равенство всех, образуют основу человеческого общения.

Подлинным гимном человеку стал трактат Пико делла Мирандолы (1463–1494) «Речь о достоинстве человека». В нем Пико говорил от имени Бога, обращающегося к Адаму: «Я не создал тебя ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам к своей чести и своей славе смог подняться до богоподобного состояния. но и опуститься ты можешь ниже любой твари. Только ты способен к развитию по своей собственной воле».

Политик, историк, философ и драматург Никколо Макиавелли (1469–1527) 14 лет был секретарем флорентийской синьории, пережил острые политические конфликты, перемены власти, заключение, изгнание и возвращение. В своих произведениях – от «Государя» до «Истории Флоренции», от «Рассуждений о первой декаде Тита Ливия» до трактата «О военном искусстве», от поэтических произведений до комедии «Мандрагора» – Макиавелли создал собственную концепцию человека, человеческого общества и сформулировал рекомендации правителю.

В свой этике он пересматривает традиционные взгляды предшественников и современников. Человек – природное существо, нейтральное по отношению к морали. Его нравственные качества зависят от образа жизни и воспитания, и поэтому нет абсолютных критериев морали. «О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива…» Отличительная черта человека – эгоизм. Из него вытекают все человеческие влечения и качества, главнейшие из которых – зависть и корыстолюбие. Отсюда следуют рекомендации государю: разумно оценивать ситуацию, действовать исходя из обстоятельств, «ибо для сохранения государства часто бывает необходимо действовать не так, как повелевают верность, милосердие, человечность, религия». Государь по отношению к врагам должен сочетать качества «льва и лисицы», по отношению к подданным «казаться добрым и справедливым, но быть и твердым, и жестоким…» Часто вспоминают формулу Макиавелли: «Цель оправдывает средства», осуждая ее как безнравственную, поскольку в ней подразумеваются любые средства, оправдываемые благой целью. Здесь необходимо сделать уточнение. «Государь» был адресован Чезаре Борджиа, в котором Макиавелли видел возможного объединителя Италии. Мечта о едином и сильном итальянском государстве была характерна для гуманистов. Исторический опыт свидетельствовал, что такое объединение, проводимое «сверху», всегда осуществлялось «железом и кровью». И Макиавелли, истинный патриот, мечтавший о единой Италии, действительно считал возможным использовать для этого любые средства.

Один из немногих гуманистов – Макиавелли говорит о возникновении нравственности. Первоначально, когда людей было мало, они жили наподобие зверей; позднее они стали объединяться для лучшей защиты, отличать более сильных в качестве предводителей и подчиняться им. В этих объединениях «родилось представление о разнице между делами хорошими и пристойными, и с другой – вредными и преступными… люди пришли к установлениям законов во избежание подобного зла и к назначению наказаний для нарушителей, откуда явилось понятие справедливости».

Закат итальянского гуманизма совпадает с развитием гуманизма в других государствах Европы. Эразм Роттердамский (1466/691536) – автор «Оружия христианского воина», «Воспитания христианского государя», «Разговоров запросто», «Домашних бесед» и «Похвалы глупости» – был воплощением общеевропейского гуманизма. Этика Эразма исходит из противоречивости человеческой природы. Только разум человека указывает путь к добродетели, нравственное совершенствование проявляется в любви к ближнему, а истинное наслаждение заключается в радости чистой совести. В полемике с Лютером Эразм отстаивал свободу воли человека. Великим английским гуманистом был современник Эразма и его друг Томас Мор (1478–1535) – автор первой европейской утопии. Во Франции Маргарита Наваррская (1492–1549) – поэтесса и писательница, автор «Гептамерона» – была защитницей гуманистов, среди которых самой яркой личностью был Франсуа Рабле (1494–1553), создатель «Гаргантюа и Пантагрюэля». Врач, писатель и философ, для него всегда на первом плане стояла этика, основанная на принципах гуманизма. В рассказе о воспитании Гаргантюа Рабле осмеивает схоластику и утверждает новую систему воспитания. В ней органично сочетались физическое и умственное воспитание. Обязательным в воспитании Гаргантюа были и физический труд, и знакомство с ремеслами. Рабле боролся за духовную свободу, защищая, в духе Пелагия, свободу выбора человека.

Виднейшим французским гуманистом, оказавшим значительное духовное влияние на современников и мыслителей последующего времени, был Мишель Монтень (1533–1592). Все богатство жизненного опыта и раздумий о человеке он вложил в свои «Опыты» – труд, подобного которому не знала ни мировая литература, ни европейская философия. «Содержание моей книги – я сам, – сообщает Монтень в обращении к читателю. – Я хочу, чтобы меня видели в моем простом, естественном и обыденном виде, непринужденным и безыскусственным, ибо я рисую не кого-либо, а себя самого». Слова Монтеня одновременно и перекличка с Петраркой, и утверждение типичного для гуманистов индивидуализма. Действительная же позиция Монтеня-мыслителя и шире, и глубже – в понимании и истолковании человека и общества. Монтень раздвигает границы общества до всечеловеческих. Он оптимистичен в характеристике возможностей человека, но реалистичен в анализе и оценках. Решительно все испытывает Монтень «на прочность», используя оружие скептицизма, вместе с тем сознавая, что оружие это обоюдоострое. Для этики католицизма человек – лучшее произведение Бога, а для этики гуманистов человек – лучшее произведение природы. Монтень возражает: «Самой, на мой взгляд, прекрасной жизнью живут те люди, которые развиваются по общечеловеческой мерке, в духе разума, но без всяких чудес и необычностей… бессмертие обещают нам только Бог и религия, ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом».

Человек – часть природы, и человечество подвластно общему ее закону. «Страдания, наслаждения, любовь, ненависть – вот первые ощущения, доступные ребенку. Если со вступлением разума в свои права эти чувства подчиняются ему, возникает то, что мы именуем добродетелью» – такова основа формирования личности и начало этики. «Надо не сочинять умные книги, а разумно вести себя в повседневности, надо не выигрывать битвы и завоевывать земли, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах. Лучшее наше творение – жить согласно разуму…»

Монтень считал, что призыв «познай самого себя» наиболее существен. Его «Опыты» – пример глубочайшей в своей кажущейся простоте моральной рефлексии. Монтень просто и откровенно размышляет о своих слабостях и достоинствах, о жизни и смерти, о событиях сугубо интимных и судьбах народов и государств, о великом и малом.

Этика Монтеня не просто итог, но и преодоление исторической ограниченности этики гуманизма. Он опережает время, оказываясь нашим современником, «человеком на все времена».

Только два писателя и мыслителя, подобно Монтеню, завершающие эпоху Возрождения, оказываются близки нам в своих нравственных открытиях: Вильям Шекспир (1564–1616) и Мигель Сервантес (1547-1616). Вопрос Гамлета «Быть или не быть?» – ставит человека перед моральным выбором. И, побеждая в себе голос Санчо Пансы, человек совершает нравственный поступок, бросая, как дон Кихот, вызов ветряным мельницам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: