«Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым…» – так Франческо Петрарка (1304–1374) отрицал сословное деление и утверждал достоинство человека. Интерес к самому себе, самоутверждение через творчество органично связывают гуманизм с индивидуализмом.
Готовность к полемике, противопоставление своих взглядов традиционным, освященным авторитетом церкви, критика схоластической учености – эти типичные черты гуманиста-ученого в полной мере проявились в творчестве Петрарки. Интерес к земной жизни, к неповторимой человеческой личности, утверждение права на свободу и в мыслях, и в действиях – все это объединяет Петрарку с Джованни Боккаччо (1313–1375). У Боккаччо проявился интерес к чувствам и помыслам человека, нравственным качествам, причудливому смешению добродетелей и пороков. В его «Декамероне» действуют не «маски», но живые люди во всем их многообразии.
Леонардо Бруни (1374–1444) в своем творчестве обращался к истории, моральной философии, политике, педагогике и филологии. Как и Петрарка, он был патриотом Италии, думавшем о ее единстве и полагавшем высшей добродетелью virtu (деятельное мужество).
|
|
Гуманизм Лоренцо Валлы (1407–1457) сугубо индивидуалистичен. Нет ничего ценнее собственной жизни, критерием морали является личный интерес, основу взаимоотношений людей составляет взаимная выгода. Самопожертвование неразумно. Стремление к наслаждению свойственно всем людям. «Природа предложила людям многие блага, наше дело – уметь хорошо пользоваться ими». В своем трактате «О наслаждении или истинном благе» Валла критикует христианский аскетизм как нечто противоестественное, чуждое нормальным чувствам человека и прославляет человека, живущего всей полнотой чувств. Индивидуализм Валлы оптимистичен: он полагает, что многообразие и изобилие благ позволяет каждому удовлетворять свои желания, не мешая другим. По природе человек добр и способен радоваться спасению, выздоровлению, успеху других людей. В рассуждении «О свободе воли» Валла критикует Боэция и утверждает, что божественное предвидение не только не противоречит свободе воли человека, но, напротив, ее предполагает.
Многие гуманисты подчеркивали безграничные возможности человека. Колюччо Салютати (1331–1409) писал: «Мы заслуживаем всяческой похвалы за благо, которое создаем сами… когда Бог дает нам право творить и этим сравняться с ним». Он считал, что принципы нравственной жизни, и прежде всего – равенство всех, образуют основу человеческого общения.
Подлинным гимном человеку стал трактат Пико делла Мирандолы (1463–1494) «Речь о достоинстве человека». В нем Пико говорил от имени Бога, обращающегося к Адаму: «Я не создал тебя ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам к своей чести и своей славе смог подняться до богоподобного состояния. но и опуститься ты можешь ниже любой твари. Только ты способен к развитию по своей собственной воле».
|
|
Политик, историк, философ и драматург Никколо Макиавелли (1469–1527) 14 лет был секретарем флорентийской синьории, пережил острые политические конфликты, перемены власти, заключение, изгнание и возвращение. В своих произведениях – от «Государя» до «Истории Флоренции», от «Рассуждений о первой декаде Тита Ливия» до трактата «О военном искусстве», от поэтических произведений до комедии «Мандрагора» – Макиавелли создал собственную концепцию человека, человеческого общества и сформулировал рекомендации правителю.
В свой этике он пересматривает традиционные взгляды предшественников и современников. Человек – природное существо, нейтральное по отношению к морали. Его нравственные качества зависят от образа жизни и воспитания, и поэтому нет абсолютных критериев морали. «О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива…» Отличительная черта человека – эгоизм. Из него вытекают все человеческие влечения и качества, главнейшие из которых – зависть и корыстолюбие. Отсюда следуют рекомендации государю: разумно оценивать ситуацию, действовать исходя из обстоятельств, «ибо для сохранения государства часто бывает необходимо действовать не так, как повелевают верность, милосердие, человечность, религия». Государь по отношению к врагам должен сочетать качества «льва и лисицы», по отношению к подданным «казаться добрым и справедливым, но быть и твердым, и жестоким…» Часто вспоминают формулу Макиавелли: «Цель оправдывает средства», осуждая ее как безнравственную, поскольку в ней подразумеваются любые средства, оправдываемые благой целью. Здесь необходимо сделать уточнение. «Государь» был адресован Чезаре Борджиа, в котором Макиавелли видел возможного объединителя Италии. Мечта о едином и сильном итальянском государстве была характерна для гуманистов. Исторический опыт свидетельствовал, что такое объединение, проводимое «сверху», всегда осуществлялось «железом и кровью». И Макиавелли, истинный патриот, мечтавший о единой Италии, действительно считал возможным использовать для этого любые средства.
Один из немногих гуманистов – Макиавелли говорит о возникновении нравственности. Первоначально, когда людей было мало, они жили наподобие зверей; позднее они стали объединяться для лучшей защиты, отличать более сильных в качестве предводителей и подчиняться им. В этих объединениях «родилось представление о разнице между делами хорошими и пристойными, и с другой – вредными и преступными… люди пришли к установлениям законов во избежание подобного зла и к назначению наказаний для нарушителей, откуда явилось понятие справедливости».
Закат итальянского гуманизма совпадает с развитием гуманизма в других государствах Европы. Эразм Роттердамский (1466/691536) – автор «Оружия христианского воина», «Воспитания христианского государя», «Разговоров запросто», «Домашних бесед» и «Похвалы глупости» – был воплощением общеевропейского гуманизма. Этика Эразма исходит из противоречивости человеческой природы. Только разум человека указывает путь к добродетели, нравственное совершенствование проявляется в любви к ближнему, а истинное наслаждение заключается в радости чистой совести. В полемике с Лютером Эразм отстаивал свободу воли человека. Великим английским гуманистом был современник Эразма и его друг Томас Мор (1478–1535) – автор первой европейской утопии. Во Франции Маргарита Наваррская (1492–1549) – поэтесса и писательница, автор «Гептамерона» – была защитницей гуманистов, среди которых самой яркой личностью был Франсуа Рабле (1494–1553), создатель «Гаргантюа и Пантагрюэля». Врач, писатель и философ, для него всегда на первом плане стояла этика, основанная на принципах гуманизма. В рассказе о воспитании Гаргантюа Рабле осмеивает схоластику и утверждает новую систему воспитания. В ней органично сочетались физическое и умственное воспитание. Обязательным в воспитании Гаргантюа были и физический труд, и знакомство с ремеслами. Рабле боролся за духовную свободу, защищая, в духе Пелагия, свободу выбора человека.
|
|
Виднейшим французским гуманистом, оказавшим значительное духовное влияние на современников и мыслителей последующего времени, был Мишель Монтень (1533–1592). Все богатство жизненного опыта и раздумий о человеке он вложил в свои «Опыты» – труд, подобного которому не знала ни мировая литература, ни европейская философия. «Содержание моей книги – я сам, – сообщает Монтень в обращении к читателю. – Я хочу, чтобы меня видели в моем простом, естественном и обыденном виде, непринужденным и безыскусственным, ибо я рисую не кого-либо, а себя самого». Слова Монтеня одновременно и перекличка с Петраркой, и утверждение типичного для гуманистов индивидуализма. Действительная же позиция Монтеня-мыслителя и шире, и глубже – в понимании и истолковании человека и общества. Монтень раздвигает границы общества до всечеловеческих. Он оптимистичен в характеристике возможностей человека, но реалистичен в анализе и оценках. Решительно все испытывает Монтень «на прочность», используя оружие скептицизма, вместе с тем сознавая, что оружие это обоюдоострое. Для этики католицизма человек – лучшее произведение Бога, а для этики гуманистов человек – лучшее произведение природы. Монтень возражает: «Самой, на мой взгляд, прекрасной жизнью живут те люди, которые развиваются по общечеловеческой мерке, в духе разума, но без всяких чудес и необычностей… бессмертие обещают нам только Бог и религия, ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом».
|
|
Человек – часть природы, и человечество подвластно общему ее закону. «Страдания, наслаждения, любовь, ненависть – вот первые ощущения, доступные ребенку. Если со вступлением разума в свои права эти чувства подчиняются ему, возникает то, что мы именуем добродетелью» – такова основа формирования личности и начало этики. «Надо не сочинять умные книги, а разумно вести себя в повседневности, надо не выигрывать битвы и завоевывать земли, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах. Лучшее наше творение – жить согласно разуму…»
Монтень считал, что призыв «познай самого себя» наиболее существен. Его «Опыты» – пример глубочайшей в своей кажущейся простоте моральной рефлексии. Монтень просто и откровенно размышляет о своих слабостях и достоинствах, о жизни и смерти, о событиях сугубо интимных и судьбах народов и государств, о великом и малом.
Этика Монтеня не просто итог, но и преодоление исторической ограниченности этики гуманизма. Он опережает время, оказываясь нашим современником, «человеком на все времена».
Только два писателя и мыслителя, подобно Монтеню, завершающие эпоху Возрождения, оказываются близки нам в своих нравственных открытиях: Вильям Шекспир (1564–1616) и Мигель Сервантес (1547-1616). Вопрос Гамлета «Быть или не быть?» – ставит человека перед моральным выбором. И, побеждая в себе голос Санчо Пансы, человек совершает нравственный поступок, бросая, как дон Кихот, вызов ветряным мельницам.