Этика протестантизма

Истоки протестантизма связаны с именем Джона Уиклифа (ок. 13201384). Профессор Оксфорда, переводчик Библии с латинского на английский язык, в своем учении он утверждал, что верховный судия человеческой совести – Бог, а не папа римский. Он подвергал критике высший принцип духовной власти – догмат пресуществления (превращения хлеба и вина в тело и кровь Христа). В 1382 г. учение Уиклифа было осуждено, но его книги и взгляды получили распространение и за пределами Англии. Они оказали влияние на Яна Гуса (1369–1415) – магистра, а затем ректора Пражского университета. За твердость в отстаивании своих взглядов Гус был сожжен в 1415 г.

Во второй половине XV и начале XVI в. благодаря деятельности немецких гуманистов усилилось духовное сопротивление римско-католической церкви. Профессор Иоганн Рейхлин (1455–1522) выступил против уничтожения древних еврейских книг. Гуманисты от Эразма Роттердамского до Ульриха фон Гуттена (1488), Виллибальда Пиркхеймера (1470–1530) и Рубиана Крота (1480–1545) поддержали Рейхлина. Во время борьбы «рейхлинистов» и «антирейхлинистов» появился памфлет «Письма темных людей», высмеивавший невежество католических магистров богословия. Так немецкий гуманизм соединялся с протестантизмом.

Когда папа римский в 1517 г. разрешил продажу индульгенций, Мартин Лютер (1483–1546), ставший в 29 лет доктором богословия в Виттенбергском университете и блестящим проповедником, 31 октября 1517 г. вместо проповеди прибил к церковному входу лист с 95 тезисами против папской буллы. Так началось мощное антикатолическое и антипапское движение в Германии. Суть реформы Лютера с афористической краткостью сформулировал Карл Маркс: «Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека.

Но если протестантизм не дал правильного решения задачи, то все же он правильно поставил ее. Речь теперь уже шла не о борьбе мирянина с попом вне мирянина, а о борьбе со своим собственным внутренним попом, со своей поповской натурой».

Иначе говоря – суть была в этико-религиозной проблеме, стоящей перед каждым человеком. Однако учением о предопределении Лютер подчинил волю человека воле божественной. В полемике с Эразмом Роттердамским Лютер подчеркнул, что «человеческая воля подобна вьючному животному: она пассивно повинуется тому, кто овладевает ею, Богу или дьяволу». Xристианская этика Лютера глубоко личностная. Евангелие – спасительная сила для всех, кто, веря всем сердцем, принимает его за истину.

Призванный на рейхстаг в Вормсе (1521), на требование отречься от своего учения Лютер выступил с защитой своих взглядов и закончил свою речь словами «…я не могу и не хочу отрекаться, потому что действовать вразрез с совестью тяжело, неблагочестиво и опасно. На том стою и не могу иначе!» В 1529 г. в трактате «О монашеском обете» Лютер подчеркивает, что единственным достойным поприщем бескорыстно доброй веры являются мирские занятия, направленные на служение людям. «Лень – мать всех пороков!» В своих выступлениях он бичует тунеядство во всех проявлениях и утверждает, что труд – основа честно нажитого богатства. В 1534 г. выходит первый перевод Библии на немецкий язык – плод двенадцатилетнего труда Лютера и его ближайших сподвижников. Библия в лютеранстве – книга, на которой базируется нравственное воспитание в каждой семье.

Швейцарец Ульрих Цвингли (1484–1531) закончил Базельский университет, был близок к гуманистам, переписывался с Эразмом.

В «Лабиринте», «Басне о быке и некоторых животных» касался самых животрепещущих проблем, волновавших жителей кантонов. Выступления против церковных злоупотреблений и суеверий способствовали популярности Цвингли. В Цюрихе идеи Цвингли получают поддержку. Объявленные ересью, они тем не менее получают поддержку городского самоуправления. В результате был отменен целибат, закрыты монастыри, вынесены из церквей иконы, а драгоценности с икон пошли на помощь беднякам. По сути, Цвингли провел в жизнь основные идеи Лютера. Ряд кантонов приняли учение Цвингли, другие оставались католическими.

Таким образом, реформация победила в большей части Германии как лютеранство; отчасти в Швейцарии, как цвинглианство. Однако международной силой она стала в связи с деятельностью Жана Кальвина (1509–1564). Кальвин два года проводит в университетах Парижа и Орлеана, слушая виднейших профессоров права. После смерти отца он, бросив университет, отдается гуманистическим занятиям. Эмигрировав из Франции, он сблизился в Швейцарии с последователями Цвингли – Мартином Буцером (1491–1551) и Вольфгангом Капитоном. Ведущий реформатор Страсбурга Буцер в «Истинном пастырском попечении» называет важнейшей задачей реформаторов готовить служителей новой веры из каждого общественного сословия: «Таким образом будут исполнены пять задач пастырского попечения: искать и находить погибших, собирать разбежавшихся, исцелять раненых, укреплять слабых, защищать здоровых и вести их на пажить». Деятельность Кальвина в Женеве явилась практической реализацией этих задач. В 1536 г. вышел основной труд Кальвина «Наставление в христианской вере». В нем ясно, сжато, рационалистично были изложены догмы кальвинизма. Цель учения – восстановление истинного понятия о Боге как беспощадном судии человеческих прегрешений. Возвышение Бога и умаление человека пронизывает все книги и проповеди Кальвина.

Каков человек? «Зверь неукротимый и свирепый, – пишет Кальвин. – Стоит лишь посмотреть на человека, на его естественные данные, и ты обнаружишь, что в нем с головы до пят нет ни малейших следов добра. А то, что достойно хоть какой-то похвалы, исходит от милости Божьей… Если предоставить человека самому себе, его душа способна только на зло». Учение Кальвина о предопределении превосходит в жесткости даже учение Августина. Только сам Кальвин, разумеется, от имени Бога, может судить дела человеческие. В «Наставлениях» он объявляет об абсолютной власти проповедников своего учения. В 1541 г. магистрат Женевы принимает написанные им «Ордонансы», которые подчиняют всю жизнь кантона жесткому и мелочному регламенту религиозно-нравственной диктатуры Кальвина. Контроль над поведением и мыслями предписывал строгий распорядок каждого дня – труд и молитва, никаких развлечений, никаких отступлений от правил. Любое нарушение карается публичным покаянием, тюремным заключением, изгнанием, казнью. С особой жестокостью подавляется любое проявление инакомыслия. В 1553 г. по настоянию Кальвина был обвинен и сожжен Мигель Сервет (1511–1553) – испанский мыслитель, теолог, врач, естествоиспытатель. Он настаивал на свободной воле человека как средстве спасения души. Казнь Сервета вызвала возмущение многих протестантов и гуманистов. С резкой критикой Кальвина выступил Себастьян Кастеллио (1515–1563). В ответ на казнь Сервета он опубликовал «Трактат о еретиках», в котором утверждал, что свобода человека – реальный факт и «отнять у человека сознание свободы – все равно, что отнять у него чувства». В совести человека заключена идея справедливости, в разуме – единственное средство открытия истины, в воле – необходимая основа нравственности. «Никому не дано право считать преступлением, если человек ищет истину и говорит о ней. За убеждения притеснять никак никого нельзя. Убеждения свободны».

Казнь Сервета знаменовала завершение протестантизма в форме кальвинизма и его разрыв с просветительством и гуманизмом, открыла эпоху религиозных войн. Не следует, однако, забывать и того, что идеи протестантизма стали духовным оружием первых буржуазных революций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: