Регулятивная функция морали

С точки зрения происхождения и первоначальной роли именно регулятивная функция морали называлась и оценивалась в первую очередь. Уже при характеристике структурных элементов морального сознания обнаруживается, что наиболее разработаны и многообразны те из них, которые связаны с регулятивной функцией: нормы, заповеди, предписания, максимы, кодексы. При всем их многообразии остается одна и та же основа: «ты должен» что-то делать и от чего-то воздерживаться. Способы понуждения индивида (поощрения и наказания) к исполнению нормы со временем смягчаются, разнообразятся, однако количество их постепенно сокращается. Все они – воздействия внешние и по мере развития индивидуального морального сознания воспринимаются как принудительные, покушающиеся на свободу индивида. Вместе с тем возрастает роль внутренних побуждений, принятия им соответствующих норм и правил. С точки зрения нравственного поведения это означает взаимосвязь долга и ответственности, обязанности или требования общества с готовностью человека их исполнять.

По сравнению с другими формами регуляции отношений в человеческом обществе (экономической, юридической, политической, религиозной) моральное сознание оказывается всеохватывающим, выступающим регулятором во всех сферах человеческой жизнедеятельности именно потому, что их субъектом всегда оказывается человек.

Особенностью моральной регуляции является и то, что она выражается и в простейших, массовых формах элементарной вежливости, и в формах тщательно разработанного этикета, и в требованиях максимальных, исходящих из нравственного идеала.

Наконец, опорой моральной регуляции выступают сложившиеся в данной общности обычаи, авторитет общественного мнения и моральные убеждения личности, то есть согласие традиций и особенностей группового и индивидуального морального сознания.

Именно сложность, внутренняя противоречивость индивидуального морального сознания и его непростые, постоянно изменяющиеся взаимосвязи с групповым моральным сознаниеми в каждом конкретном индивидуальном случае и определяют особую роль и своеобразие регулятивной функции морали.

Важно, что моральная норма не может быть введена никаким насилием над личностью, указом или повелением сверху. Она должна стихийно сложиться в определенной общности в силу некоторых обстоятельств, войти в обычай, прозвучать в крылатых словах и лишь много позже – осмысленная в своем нравственном содержании – закрепиться в моральном сознании.

Такова реальная история всех известных религиозных заповедей. Ни Моисей, ни Христос, ни Мухаммед не придумали нормы Декалога, Нагорной проповеди и Корана. Они лишь закрепили своим именем то, что уже имело место в современной им жизни. Подобную же историю имеют и «клятва Гиппократа», и «рыцарский моральный кодекс».

Именно в заповедях и наставлениях оказывается выражен тот аспект регулятивной функции морали, который приобрел самостоятельное значение и определяется как ее воспитательная функция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: