Ценностно-ориентирующая функция морали

Эта функция придает морали качественную определенность и обусловливает ее всепроникающий характер. Нет ничего в жизни и явлениях общества, что невозможно было бы оценить с точки зрения морали: не только качества, поступки и поведение людей, целых групп и даже всего общества, но и такие феномены, как право, религия, искусство и самоё мораль.

В Библии Бог каждый акт творения завершает оценкой: «И увидел Бог, что это хорошо». И крошка-сын, выслушав своего отца, решил: «Буду делать хорошо и не буду плохо». Стоит вдуматься, сколь велик спрессованный в этих оценках нравственный опыт человечества. Проходящее через всю историю человечества «золотое правило нравственности» подразумевает: «Творите добро».

Ценностно-ориентирующая функция морали (морального сознания) кажется бесхитростно-простой, но поразительны ее сила, бескомпромиссность. Человек познает эту функцию и ставит ее себе на службу. «На том стою и не могу иначе!» Мартина Лютера; «Не могу молчать!» Льва Толстого; «А все-таки она вертится!» Галилео Галилея; «Sancta Simplicissimus» Яна Гуса – все это реальные ценностные ориентации, в которых важен «смысл жизни, предназначение человека, ценность всего человеческого». И точно так же Иисус Христос не только перед Понтием Пилатом, но и при изгнании торгующих из храма, в поле, вместе с апостолами – в каждом слове и каждом поступке реализовал ценностную ориентацию, которой для него была любовь к Богу-Отцу и каждому человеку.

И, вероятно, не стоит решать за человека, как часто или редко, в горе или радости обращается он мысленно или преклонив колени, в полный голос или наедине с собой к кому-то или чему-то высшему… А может быть, к давно умершему отцу или матери… к человеку, который был единственным в его жизни безупречным идеалом… Стоит ли гадать? Важно одно: чтобы действительно в жизни человека был надежный, верный и постоянный ориентир.

В этом первостепенная и непреходящая ценность морали – ее ценностно-ориентирующей функции, которую ничто не может заменить. Однако роль этой функции значительно шире. Она важна не только для любой сферы человеческой деятельности от экономики и политики до искусства и воспитания детей, но и для оценки давно минувших эпох, людей, произведений материальной и духовной культуры и даже явлений и сил природы.

Расхожая формула: «Нет истории в сослагательным наклонении» не действует в области оценок и ценностных ориентаций. Да, деяния Александра Македонского и события жизни Диогена Синопского, Конфуция и Цинь Шихуанди, Будды и Каутильи, Тамерлана и Алишера Навои, Наполеона и Песталоцци, Ивана Грозного и Петра I, Екатерины II и Радищева, Де Сада и Достоевского, Гегеля и Ницше, Сесиля Родса и Альберта Швейцера, Ленина и Ганди, Сталина и Гитлера, маршала Жукова и генерала Эйзенхауэра, Гиммлера и Анны Франк, Геббельса и матери Марии, Рихарда Зорге и супругов Розенберг известны и, как правило, не претерпевают изменений. А оценки? Нередко они меняются с каждым следующим поколением, с каждой следующей эпохой… Великие завоеватели и полководцы сегодня нередко оцениваются как варвары и убийцы, как преступники перед человечеством, а не герои. И подобное изменение оценок существенно влияет на ценностные ориентации новых, вступающих в жизнь поколений.

Нет нужды продолжать, однако невозможно не упомянуть о том, как кардинально поменялись оценки политических событий и целых эпох хотя бы за последние пятьдесят лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: