Этикет, регулирующий поведение людей в стандартных ситуациях, является важной составной частью культуры. Проблематика, связанная с понятием этикета, активно разрабатывается в этнографии [Бгажноков, 1978; Geertz, 1982; Байбурин, 1988], в семиотике [Цивьян, 1965; Почепцов (мл.), 1980], в лингвистике [Гольдин, 1978; Ступин, Игнатьев, 1980; Формановская, 1982; Гурочкина, Давыдова, 1990 и
др.]. В лингвистике под этикетом понимается «микросистема национально-специфических вербальных единиц, принятых и предписываемых обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в желательной тональности соответственно правилам речевого поведения» [Формановская, 1982:2]. Примером лингвистического изучения этикета является исследование, в котором рассматриваются формулы речевого этикета: обращение, привлечение внимания; приветствие; прощание; знакомство; извинение; благодарность; поздравление и пожелание; утешение, сочувствие, соболезнование; просьба; приглашение; совет; комплимент, одобрение [Гурочкина, Давыдова, 1990: 48]. В семиотическом плане существенным является выделение наблюдателя как реального или потенциального участника этикетного общения [Цивьян. 1965: 144]. Социолингвистическое изучение этикета включает, на наш взгляд, освещение как языковых, так и неязыковых средств общения для выявления социально значимых различий в коммуникативных ситуациях, установление универсальных и национально-специфических характеристик этикетного поведения, определение параметров этикетной вариативности. Изучение этикета как явления, связанного с социальным статусом человека, проводится в данной работе в индексальном и оценочном аспектах, т. е. рассматривается этикет как поведение и этикет как норма.
|
|