Этикет и социальный статус человека

Этикет, регулирующий поведение людей в стандартных ситуациях, является важ­ной составной частью культуры. Проблематика, связанная с понятием этикета, активно разрабатывается в этнографии [Бгажноков, 1978; Geertz, 1982; Байбурин, 1988], в семиотике [Цивьян, 1965; Почепцов (мл.), 1980], в лингвистике [Гольдин, 1978; Ступин, Игнатьев, 1980; Формановская, 1982; Гурочкина, Давыдова, 1990 и

др.]. В лингвистике под этикетом понимается «микросистема национально-спе­цифических вербальных единиц, принятых и предписываемых обществом для ус­тановления контакта собеседников, поддержания общения в желательной тональ­ности соответственно правилам речевого поведения» [Формановская, 1982:2]. При­мером лингвистического изучения этикета является исследование, в котором рас­сматриваются формулы речевого этикета: обращение, привлечение внимания; при­ветствие; прощание; знакомство; извинение; благодарность; поздравление и по­желание; утешение, сочувствие, соболезнование; просьба; приглашение; совет; ком­плимент, одобрение [Гурочкина, Давыдова, 1990: 48]. В семиотическом плане су­щественным является выделение наблюдателя как реального или потенциального участника этикетного общения [Цивьян. 1965: 144]. Социолингвистическое изуче­ние этикета включает, на наш взгляд, освещение как языковых, так и неязыковых средств общения для выявления социально значимых различий в коммуникатив­ных ситуациях, установление универсальных и национально-специфических ха­рактеристик этикетного поведения, определение параметров этикетной вариатив­ности. Изучение этикета как явления, связанного с социальным статусом челове­ка, проводится в данной работе в индексальном и оценочном аспектах, т. е. рас­сматривается этикет как поведение и этикет как норма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: