1. Дорогу рекомендуется прокладывать по границе форм ландшафта или вдоль естественной оси ландшафта. Каждый поворот трассы должен быть оправдан наличием ясно видимого контурного или высотного препятствия.
2. В СССР встречаются следующие группы природных ландшафтов: равнинные, холмистые, горные.
3. Степной ландшафт. Несмотря на техническую возможность устройства длинных прямых их длину следует ограничивать, назначая малые углы поворота с вписыванием в них кривых большого радиуса. Оси прямых участков, следует направлять на заметные издалека ориентиры.
Невысокие насыпи устраивают с пологими откосами (1:3 или 1:5)
4. Ландшафт заболоченных низменностей. Прямолинейные каналы и каналы, расчленяющие территорию на сетку прямоугольников, предопределяют трассирование дорог прямыми по направлениям каналов. В заболоченных низменностях рекомендуется рядовое (аллейное) озеленение в 1-3 ряда высокими деревьями влаголюбивых пород.
5. Лесисто-болотистый ландшафт. Рекомендуется трассу дороги прокладывать с углами более 8° с кривыми больших радиусов или клотоидами больших параметров. Длины прямых следует ограничивать.Следует обеспечивать видимости направления дороги на расстоянии не менее 1,0-1,5 км.
|
|
Наиболее целесообразно прокладывать дорогу вдоль опушки лесных массивов.
6. Холмистый ландшафт лесостепи и мореный ландшафт. Рекомендуется до начала прокладки трассы выявить основные формы рельефа, с которыми должна быть увязана трасса, без подчинения мелким второстепенным элементам.
Трассу целесообразно прокладывать в виде плавной извилистой линии, вписывающейся в рельеф и повторяющей основные линии ландшафта. Очень важно обеспечить равенство количества углов поворота в плане и переломов в продольном профиле, а также совмещение вертикальных выпуклых и горизонтальных кривых.
Дороги I-III категорий рекомендуется прокладывать клотоидными трассами, без прямых вставок. Для дорог I категории на косогорных участках целесообразно раздельное трассирование.
7. Ландшафт речных долин. Следует избегать проложения трассы по узким, извилистым долинам и использовать широкие долины, позволяющие назначать углы поворота менее 20° и большие радиусы кривых. Кривизна и длина кривых в плане должна соответствовать основной форме изгиба берега водоема. Рекомендуется при трассировании вдоль водохранилищ и озер сохранять одинаковое расстояние до уреза воды.
8.8. Горные ландшафты. Согласование трассы дорог II-IV категорий, с горным ландшафтом сводится к огибанию элементов горного рельефа с небольшими отклонениями от них для соблюдений требований к параметрам и сочетаниям элементов плана и продольного профиля.
|
|
Повсеместно рекомендуется клотоидное трассирование. Следует избегать даже коротких прямых в плане. Короткие выступы скал при трассировании долинным ходом в узких ущельях обходить не рекомендуется, предпочтительнее устраивать короткий тоннель.
На кривых около выемок и полувыемок обязательно устройство барьерных ограждений или парапетов из камня, которые служат направляющими элементами зрительного ориентирования.
Верховые подпорные и одевающие стены, которые видны с дороги, не должны превышать 3,5 м. Эти стены рекомендуется устраивать постоянной или плавно изменяющейся высоты. Следует избегать ступенчатого очертания подпорных и одевающих стен.