Один формат или несколько

Общая черта самых динамичных торговых операторов состоит в том, что они, как правило, фокусируются на одном формате – специализированные магазины (например, аптеки, магазины сантехники), супермаркеты и т. д.

Источник: Исследование консалтинговой компании «Делойтт» «Глобальные возможности ритейла».

Так как ведущие западные операторы розничной торговли пришли в Россию достаточно поздно, единственный выход, который позволит конкурировать с сильными местными игроками, – высокая динамика бизнеса с первых дней вступления на рынок. Так как наибольшую динамику дает концентрация на одном формате, то можно с уверенностью сказать, что в ближайшие годы ведущие западные розничные операторы не будут развивать в России мультиформатные сети. Единственным исключением является Москва и, возможно, Санкт – Петербург. В этих городах западные игроки уже открыли (сеть «Реал» компании «Метро») или откроют в ближайшее время флагманские магазины всех своих сетей.

Ведущие российские компании, такие как «Перекресток», «Седьмой континент» и «Пятерочка», активно запускают новые проекты, работающие в форматах, отличных от основного формата, в котором компании добились основных успехов. «Пятерочка» и «Седьмой континент» ищут счастья на рынке гипермаркетов, а «Перекресток» устремился на рынок «удобных магазинов» (они же «магазины по соседству»).

Ряд специалистов, и прежде всего руководители российских мультиформатных сетей, считают такой способ торговли весьма перспективным, так как он позволяет соответствовать запросам более узких целевых категорий. Другая точка зрения – мультиформатность – вызнана низкой конкуренцией на рынке розничной торговли. В результате компании получают возможность заработать дополнительные деньги на малоконкурентном рынке при низких дополнительных вложениях, но при этом отсутствие специализации не заставляет снижать издержки. Между тем на развитых рынках конкуренция заставляет компании четко определить свою специализацию, чтобы иметь возможность яа счет унификации бизнес–процессов и экономии на масштабах добиться снижения производственных издержек и тем самым повысить рентабельность продаж. Очевидно, что главная плата за мультиформатность – усложнение всех логистических процессов, которые для многих форматов являются ключевыми видами деятельности, позволяющими удовлетворить потребности покупателей.

В результате анализа движущих сил мультиформатности российских розничных сетей мы приходим к следующему выводу. Так как для розничных операторов в России одним из ключевых вопросов псе еще является пресловутый административный ресурс, необходимый для создания новых торговых точек, большинство операторов и пытаются получить экономию от масштаба своих отношений с властями ими своего региона и занимают все земельные участки/помещения, не пригодные для ведения розничной торговли. Они надеются, что в будущем либо каждый из форматов будет приносить стабильную прибыль, либо будет являться ценным активом, который можно будет продать кому – нибудь из существующих или выходящих па рынок конкурентов.

Если обобщить плюсы и минусы мультиформатных розничных сетей, то получается следующая картина (табл. 2.12).

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что развивать торговые предприятия разных форматов возможно только в рамках холдинговых структур со значительной автономностью каждой из сетей, объединяющих магазины одного формата. Попытки розничных торговцев реализовать принцип мультиформатности в рамках сети, т. е. объединить логистической инфраструктурой торговые точки одного формата, которые уже были в истории и которые предпринимаются рядом ритейлеров в настоящее время, следует признать обреченными на неудачу. Во врезке описана ситуация, при которой руководителям торговой сети необходимо принять решения о развитии тех или иных сетевых форматов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: