В настоящее время в связи с достаточно низким уровнем развития розничной торговли в Российской Федерации можно выделить только эти типы структур, хотя можно надеяться, что в ближайшее время на рынке появятся новые формы организации розничной торговли. Ими могут стать, например, торговые конгломераты – объединения нескольких розничных торговцев. В качестве примера можно привести Российский розничный альянс, а также проект «777–777+», инициированный розничными сетями «М. Видео», «Старик Хоттабыч» и «Спорт Мастер».
Как уже отмечалось, наиболее эффективно действуют на рынке сетевые структуры, представленные организациями третьего типа по приведенной классификации. Для того чтобы подробнее рассмотреть достоинства и недостатки различных типов организации розничной торговли в Российской Федерации, сравним различные типы организаций по нижеприведенному набору признаков. Данные о преимуществах и недостатках различных типов розничных торговых организаций приведены в табл. 3.2.
|
|
Очевидно, что отдельные магазины и группы магазинов совершенно неконкурентоспособны по сравнению с розничными сетями и выживают в настоящее время только из–за слабого развития розничной торговли в нашей стране. Также из табл. 3.2 видно, что наиболее эффективную логистику используют сетевые структуры, чем обусловливается их конкурентное преимущество на рынке розничной торговли.
В табл. 3.1 рассмотрены основные типы организаций, занимающихся розничной торговлей в России.
Таблица 3.1.
Основные типы организаций, занимающихся розничной торговлей в России
Тип | Описание |
Отдельные магазины | Отдельно функционирующие магазины. Такими являются большинство магазинов, прошедших процедуру приватизации (магазины, существовавшие в советское время) или созданных после 1992 г. |
Объединения нескольких магазинов | Такие структуры создаются по принципу «снизу – вверх» – успешные предприниматели, которые управляли сначала одним магазином, затем, добившись успеха, приобретали предприятия менее удачливых конкурентов. Это, как правило, объединения из трех – четырех торговых точек, которые не являются торговыми сетями, так как их размеры не позволяют получать у поставщиков скидки и вообще получать какую – либо экономию за счет масштаба бизнеса. Возможно, такие объединения выступят будущими прообразами сетей или станут мишенями для поглощения розничных сетей |