Впечатления от турецкого ритейла

Торговля в курортных местах (Мармарис и т. д.) в основном сосредоточена в местах скопления туристов и представлена, с одной стороны, большим количеством маленьких магазинчиков (а 1а «у дома», т. е. в данном случае «у отеля»), расположенных вдоль главных приморских улиц, которые одновременно являются местом расположения большинства приличных отелей города. Эти магазины отличает высокий уровень цен, такой же высокий уровень сервиса (доставка, угощения, комплименты некрасивым женщинам и т. д.).

С другой стороны, привлекают покупателей так называемые рынки, т. е. торговые галереи, по нашей классификации, которые представляют собой небольшой район взаимопересекающихся торговых улиц, вдоль которых расположены магазины, предлагающие различный ассортимент товаров. Примечательно то, что па данных улицах находятся как магазины, предлагающие низкокачественные товары (типа «Апрашка»), всякие дешевые подделки под ведущие бренды, так и магазины, предлагающие сами эти товары, – мультибрендовые магазины с достаточно высоким уровнем цен.

Существуют также торговые предприятия, расположенные на некотором удалении от города (например, фабрики изделий из драгоценных металлов, текстиля, изделий из кожи и т. д. и т. п., чем славится великая Турция), на которые организуются поездки туристов, живущих в курортных местах. Зачастую эти поездки охватывают сразу несколько мест, в которых осуществляется продажа. Наверное, имеет смысл говорить о загородных торговых центрах, объединяющих нескольких торговцев однородным ассортиментом, что является центром притяжения покупателей (интересно, есть ли такие?).

Что касается торговых центров современного типа, то число таковых в курортных городах незначительно. Вероятно, это связано с влиянием следующих факторов:

– местное население недостаточно обеспечено для того, чтобы осуществлять покупки в торговых центрах, где нет места подделкам и дешевым местным товарам, а брендовые товары в Турции стоят на 10–15 % дороже, чем в Санкт – Петербурге;

– туристы хотят приобретать местные экзотические товары и не готовы ходить в магазины современных торговых центров (к тому же уровень цен не является достаточно низким для привлечения покупателей (см. предыдущий пункт)).

Влияние этих факторов приводит к тому, что торговые центры курортных городов имеют следующую структуру:

1. Значительную площадь (до 50 %) занимают фуд–корт и отдельные рестораны, а также видовые бары и кафе.

2. Наилучшие места занимают торговцы посудой, различными сувенирами и национальными товарами, так как данные вещи пользуются наибольшим спросом у туристов, посещающих торговый центр.

3. Как правило, основные магазины размещены на первом, редко втором этаже торгового центра, остальные места занимают предприятия общественного питания и индустрии развлечений.

Судя по всему, местные жители делают покупки в гипермаркетах (наибольшая доля рынка принадлежит магазинам «Мигрос», оператором которых является Коч холдинг, который через принадлежащую ему компанию «Рамэнка» управляет российской сетью супер – и гипермаркетов «Рам – стор»), а также на продуктовых рынках.

На рынках крупных городов, таких как, например, Измир, население которого составляет около 8 млн человек, торговые центры современного типа представлены в полном объеме. Этот факт связан с тем, что в Турции, как в России, существует значительный разрыв в уровне жизни между провинцией и крупными городами.

Турецкая провинция достаточно бедна. Продуктовая торговля представлена магазинами «у дома» и рынками. Не продуктовая торговля представлена торговыми улицами, которые являются наиболее распространенным форматом не продуктовой розничной торговли в Турции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: