Четыре критерия расположения торговых предприятий оао «седьмой континент»

Первый критерий расположения сетевых магазинов – это выбор достаточно населенного района. В Москве минимальная зона влияния магазина охватывает площадь радиусом порядка 1,5 км вокруг магазина (это то рас–1 стояние, которое можно пройти примерно за 10–15 минут). В этой зоне! может проживать от 30 до 70 тыс. человек, что составляет 10–20 тыс. домохозяйств.

Второй критерий, который напрямую отражается на дальнейшем товарообороте и окупаемости проекта, – это расположение торгового предприятия на правой стороне трассы, т. е. по ходу движения. Особенно важно I учитывать этот критерий при строительстве магазинов на окраинах, так I как, как правило, все покупки совершаются по пути домой. Кроме того, та– I кос расположение предприятия имеет особую актуальность в летний пери–1 од, когда люди часто ездят за город.

Третий критерий – это наличие парковки, причем достаточного размера для данного супермаркета. Следует соблюдать следующее соотношение ] торговой площади и числа стояночных мест: одно место на автостоянке на | 20 кв. м торговой площади, т. е. если площадь супермаркета 1000 кв. м, то необходимы 45–50 стояночных мест. Кроме того, по нормам на одно машиноместо необходимо 36 кв. м, включая проезды. Также следует учитывать I наличие остановок общественного транспорта и станций метрополитена I недалеко от магазина, которые будут необходимы для удобства «пеших» покупателей.

Четвертый критерий – наличие коммуникаций. Если все, что потом подводится к оборудованию и используется непосредственно в магазине I (канализация, электричество, отопление, водопровод), «тянуть» издалека, I то это обернется грандиозными затратами для магазина.

Типовыми ошибками, совершаемыми на стадии изучения рынка и планирования розничной торговой точки, являются:

– стремление построить магазин «для всех»;

– стремление построить магазин без предварительного планирования;

– недооценка способности клиента обращать внимание не только на ассортимент и цены, но и на оформление торгового зала;

строительство магазина «по кальке» (как на Западе, как в Москве, как у соседа).

Для того чтобы избежать ошибок, необходимо знать:

– состав своих потенциальных клиентов;

– основную целевую группу клиентов, т. е. ту, которая способна принести наибольшую часть денег;

–состав целевой группы клиентов;

–особенности выбора товара целевой группой;

–особенности восприятия торгового зала целевой группой;

–стереотипы целевой группы, связанные с розничной торговлей в целом и с планируемым магазином в частности.

Одним из актуальных вопросов шоп – фиттинга является выбор меж–. IV строительством нового здания для розничной торговли и переоборудованием существующих объектов недвижимости. Острая нехватка свободных участков земли для торговых объектов в центрах крупнейших городов России заставляет обратить серьезное внимание на территории, занятые промышленностью и транспортным хозяйством. Превращение бывших промздаиий в торговые сооружения может быть успешно осуществлено, если учитывать ряд их особенностей.

В западной практике освоение промышленных территорий и сооружений более часто происходит за счет строительства деловых центров, мест развлечения и жилого сектора. Так, на месте бывших заводов возникли Mode–Centers–Berlin (проектное бюро Nalbach und Nalbach, 1996–1998 гг.), многофункциональный комплекс Union – Loft во Франкфурте – на – Майне (архитектор М. A. Landes, 1997–2000 г.), деловой центр Montrouge, Франция (архитектор Renzo Piano, 1986 г.), международный дизайн – центр в Нью – Йорке (Gwathmey, Siege I and Associates, 1997 г.) и др. Иногда реконструкции подвергались целые районы, как, например, район Лондонских доков. Масштабная перестройка бывших промышленных районов потребовала проведения специальных PR – кампаний по приближению к потребителям эстетики нового тина, и в последние пять лет волны этих кампаний стали ощутимы и в России. По мнению ряда экспертов, эстетика реставрированной и романтизированной индустриальной архитектуры будет благожелательно принята даже женщинами, следящими за веяниями моды. Однако у наших соотечественников романтическое отношение к жилью, возникшему на базе промздаиий, наблюдается в гораздо меньшей степени, чем у жителей Лондона, Парижа или Нью – Йорка. Поэтому торговые точки и места досуга, как место временного пребывания людей в бывшей индустриальной среде, у пас имеют больше шансов на успех. Выбирать для реконструкции следует промышленные объекты, не загрязненные с экологической точки зрения. На бывших предприятиях пищевой, текстильной, а иногда и электронной промышленности легче добиться привлекательности для пребывания там покупателей. Это связано с тем, что человеческий фактор больше принимался во внимание при их проектировании.

Существует несколько особенностей промышленных зданий, положительных с точки зрения возможности превращения их в объекты розничной торговли.

Во – первых, это конструктивные и планировочные особенности, позволяющие производить изменения, в том числе применять гибкую планировку: каркасная конструкция, большие пролеты. Иногда здания цехов стоят так близко друг к другу, что их можно объединить кровлей в одно сооружение. Реконструкцию можно произвести относительно быстро и относительно дешево.

Во – вторых, запас прочности конструкций. Специальные пандусы дают возможность использовать такие нестандартные решения, как размещение части складских помещений на втором этаже. Иногда при планировке, затрудняющей привлечение посетителей на второй этаж, или особенностях арендаторов, это может быть наиболее эффективным распределением площадей.

В – третьих, уже имеющаяся инфраструктура и коммуникации облегчают процесс разрешений и согласований.

К архитектурным решениям относится как планировка здания в целом, так и конфигурация торгового зала, и расстановка торгового оборудования. Стоит отметить, что архитектурные решения являются не только залогом появления лояльных клиентов, но и обеспечивают бесперебойное функционирование магазина с точки зрения бизнес – процессов.

При выборе архитектурных решений должны быть учтены следующие параметры:

– предполагаемая проходимость и оборачиваемость магазина;

– стереотипы потребителя;

– основные законы движения потребителя в пространстве;

– структура управления розничным магазином (сетевой, одиночный, с РЦ или без него).

Торговый зал является основным «производственным цехом» торгового предприятия, поэтому планированию торгового зала должно быть уделено значительное внимание. Стоит обратить внимание на коэффициент использования торговой площади, наличие рекреаций, фуд – кортов, фонтанов и т. д. Не менее важна при проектировании концепция позиционирования торгового центра: так, для торгового центра, продающего строительные материалы, нежелательна при системе самообслуживания высота здания более двух этажей и т. д.

Важным является и расположение торгового оборудования в зале. При, казалось бы, незначительной вариативности расположения оборудования реальные потери от его неверной расстановки могут быть очень значительными. Так, неверное расположение товаров импульсивного спроса, замороженных, молочных продуктов может уменьшать оборот по категории на 25–30 %, а по магазину – до 10 %.

Первое, что необходимо учитывать при планировке: каждая из категорий продуктов в пространстве зала должна быть расположена рядом со смежными – потребляемыми тем же типом клиента. Кроме i ого, ее стоит располагать в той трети зала, которая охватывается вниманием клиента. Стоит отметить, что трети зала не являются третями is привычном понимании этого слова – так, первой третью зала именуется пространство, охватываемое взглядом при входе, плюс прикассовая зона.

При проектировании магазина имеет смысл сопоставлять особенно­сти расположения товара с потребностями наиболее многочисленных из высокодоходных сегментов. По статистике, именно эта часть потре­бителей дает магазинам (особенно супермаркетам) большую часть обо­рота. Кроме того, чем более высокими доходами обладает потребитель, тем меньше времени он готов тратить на поиск. Если из числа «подра­жателей» до замороженных овощей, расположенных в глубине зала (не­верное расположение исходя из потребностей клиента), не доберется только 7–8 % желающих, то из числа «достигших успеха» – около 18% клиентов (данные по Краснодару). Так как в потребительской корзине последних замороженные овощи и фрукты занимают значительную часть, можно прогнозировать падение оборота более чем на 18 %. Поэтому рекомендуется следующее расположение товарных категорий и групп в пространстве зала:

Первая треть зала – товары, предназначенные для высокодоходного сегмента (овощи – фрукты, заморозка, алкоголь, дорогие непродоволь­ственные товары, товары импульсивного спроса).

Вторая треть зала – товары, предназначенные для сегмента со сред–пим доходом и людей, склонных экспериментировать.

Третья треть зала – товары целевых групп, покупаемые всеми, дешевые товары. Исключением являются лишь товары, покупка которых осуществляется ради подчеркивания статуса покупающего. Их также размещают в третьей трети зала, в так называемой «алтарной зоне».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: