Приведенные в табл. 7.3 цифры не включают затраты на строительство здания (включая отопление, вентиляцию и электрическую проводку) и затраты на строительство фасада.
Таблица 7.3.
Стоимость шоп–фиттинга в розничной торговле Западной Европы
Тип магазина | Вид торговли | Инвестиции (€/кв. м. торговой площади) |
Супермаркет | Продовольственная | |
Потребительский рынок | Продовольственная | |
Универсам самообслуживания | Продовольственная | |
Большая аптека | Непродовольственная | |
Магазин «Сделай сам» | Непродовольственная | |
Текстильиый/обувной/спортивный магазин | Непродовольственная | |
Универмаг | Непродовольственная | |
Мебель/книги/парфюмерия | Непродовольственная |
Источник: Европейский институт торговли.
Торговый зал должен обеспечить большую пропускную способность, высокое качество обслуживания покупателей. Для этого важно не только разместить в нем отделы и секции, но и умело направить потоки покупателей, грамотно расставить торговое оборудование, обозначить вход и выход из зоны обслуживания, а также правильно организовать кассовую зону – место, которое стратегически важно для любого оператора.
|
|
Количество кассовых мест обычно определяется общей площадью торгового зала. Общеизвестно, что один кассовый терминал рассчитан на 100–150 кв. м площади продуктового магазина. Если общая торговая площадь у розничного оператора больше 1000 кв. м, то одно–два кассовых места должны быть резервными. Ведь в больших магазинах или в магазинах, где собирается большая очередь в кассы в часы–пик, наряду с основной кассовой линейкой хорошо иметь отдельную кассу или несколько касс для обслуживания покупателей с небольшим числом покупок.
Кассовый узел занимает незначительную часть торговой площади магазина, где сосредоточено достаточно много необходимого оборудования для эффективного обслуживания клиентов. Очень важно, чтобы кассовый узел не выглядел «инородным телом» в торговом зале, органично вписывался в общую линию оформления магазина. Важно, чтобы он был достаточно заметным для клиентов, желающих оплатить свои покупки, и выполнял свою прямую функцию – регистрировал проданный товар и полученные от покупателей деньги. Конечно, на расположение касс влияет и тип отдела. В отделах самообслуживания и полусамообслуживания кассы располагаются отдельно от торговой мебели, в отделах полного обслуживания клиента они встроены в мебель отдела и представляют собой единый комплекс.
В магазинах самообслуживания число кассовых кабин рассчитано на то, чтобы их пропускная способность в два раза превышала пропускную способность входа в магазин. Причем это всего лишь общее требование, которое нуждается в уточнении применительно к различным форматам магазинов.
|
|
Например, в европейских супермаркетах наиболее рациональным признается использование длинной линии расположенных рядом расчетно – кассовых узлов для отделения торгового зала от вспомогательных помещений, ведущих к выходу из магазина. Это дает возможность регулировать пропускную способность: при небольшом потоке покупателей достаточно работы нескольких касс, а при увеличении потока включаются дополнительные.
Если вход в магазин и выход из него разделены (функционируют два входа/выхода), то в этом случае у розничного оператора есть два варианта размещения кассовых боксов: либо сделать кассовую линейку на одном из выходов, при этом контролируя второй вход/выход магазина (видеонаблюдение), либо разделить кассовый узел на две части, чтобы покупатели имели возможность оплатить свои покупки в любом конце магазина. Целесообразнее, когда у магазина один вход/ выход. Это классическое построение применяется практически везде и наиболее успешно организует покупательские потоки (покупатели движутся по определенному маршруту, а не хаотично бродят по магазину).
При оптимальном проектировании кассовых боксов необходимо продумать, где разместить систему контроля за кражами: поставить ли ее только на входе/выходе или защитить каждый проход из кассовой зоны, чтобы контроль находился за линейкой POS – терминалов.
Большинство розничных операторов стараются сделать площадь торгового зала как можно больше и максимально «задвинуть» кассовый узел, размещая его практически на уровне входа в магазин. Нельзя пренебрегать закассовой зоной (золой входа и выхода у магазина). Она должна быть пропорциональна общей площади магазина. Лучше всего, чтобы в пределах двух метров от касс вообще ничего не стояло. Если торговый зал большой, то площадь после кассовых мест делают еще больше.
По многим причинам место, где находится кассовый узел, отличается от остального пространства магазина. Например, с точки зрения обслуживания покупателей. Кассы должны быть заметны и легко доступны для клиентов, желающих оплатить товар. В то же время покупатели, которые уже сделали свой выбор и оплачивают товар, не должны мешать остальным посетителям магазина. Важным моментом является также безопасность денежных средств, находящихся в кассе, и конфиденциальность информации на экране монитора кассира при работе с кредитными картами.
Поток покупателей, входящих в магазин, должен быть направлен (возможно, незаметно для них самих) через все отделы магазина. Находясь в любом из них, покупатель должен легко найти кассовый терминал. Однако не следует располагать кассы в самой середине движения потока покупателей, в час пик такое расположение окажется весьма неудобным как для клиентов, так и для персонала магазина.
Иногда для успешного функционирования кассовой зоны требуется установить дополнительные разделители между кассовыми терминалами. В этом нуждаются магазины с большим количеством покупателей (от 5 до 15 тыс. человек в день). Эти ограждения позволяют направлять потоки покупателей и разбивать их на подходе к кассам. Их необходимо установить таким образом, чтобы они оказались вытянутыми в торговый зал на два–пять метров. В итоге в час–пик покупатели не создают толчею возле касс, заранее подъезжают с тележками к выбранной кассовой кабине и, не суетясь, ожидают своей очереди для оплаты покупки.
Некоторые помещения, в которых находятся магазины, изначально не были приспособлены для розничной торговли. Довольно часто можно встретить помещения с колоннами, торговые залы неправильной формы (например, узкое пространство около входа/выхода магазина и др.), поэтому во многом постановка кассового узла напрямую зависит от формы торгового зала.
|
|
Если помещение магазина нестандартных пропорций (трапеция или неправильный многоугольник), то, в зависимости от расположения входа пространство магазина сводится к более простой фигуре, например квадрату, и уже на одной из сторон этого гипотетического квадрата устанавливается оборудование.
Конечно, все владельцы магазинов стараются наиболее эффективно использовать свои помещения, увеличивая отдачу с квадратного метра торговой площади. Нельзя оставлять зону свободного движения от кассовой линейки до выхода очень большой, потому что ее можно использовать под выкладку товара. Но в магазинах этого не всегда придерживаются.
Все стеллажи в торговом зале лучше располагать перпендикулярно к той гипотетической линии, по которой располагаются кассовые боксы. Второй вариант – расположить их углом к кассовой зоне. В последнем случае появляется возможность увеличить длину стеллажа в небольших торговых залах. Если стеллажи расположены параллельно линии касс, то покупателю не всегда удобно проходить к кассовой зоне.
В большом супермаркете (более 1000 кв. м) ширина прохода между стеллажами должна составлять 1,5–1,8 м – это необходимо для свободного передвижения двух «встречных» покупателей с тележками. 15 меньших магазинах проходы имеют ширину 1 и даже 0,8 м. Расстояние между кассовыми боксами должно составлять 0,6–0,7 м – эта величина определена исходя из того, чтобы обеспечить свободный выход одного покупателя с тележкой, но исключить прохождение сразу двух человек.
Для прилавочной формы торговли расстояние от линии прилавков до пристенного оборудования должно составлять 0,8–1,2 м. Обычно этот проход делают шириной 1 м, но в некоторых магазинах он достигает всего 0,7 м, что неизбежно создает неудобства в работе продавцов. Кроме того, в отдельных случаях владельцы торговых предприятий наносят вред здоровью персонала, ставя у стен в магазинах с прилавочной торговлей открытые охлаждаемые стеллажи. Это позволяет увеличить привлекательность выкладки, но все же лучше использовать закрытые холодильные шкафы, что и делается в большинстве магазинов.
|
|
Надо заметить, что приведенные рекомендации не являются абсолютной нормой для всех предприятий. За последние годы многие российские ритеилеры поднаторели в своем бизнесе и стали использовать новые нестандартные ходы в шоп – фиттинге. Так, в Москве появились успешно работающие двухэтажные супермаркеты и универсамы, в которых сопутствующие товары размещаются на первом этаже, а продукты питания – на втором (в большинстве магазинов все наоборот). Причем наверх ведет так называемый травелатор – эскалатор, на который можно вкатывать покупательские тележки.
Стандартизация торгового зала, которая повсеместно встречается в Европе, в России пока применяется не очень часто. У нас только начинают появляться ритеилеры, которые до сантиметров высчитывают наилучшее расположение стеллажей, входной группы и кассового узла в своих торговых помещениях. У них не возникает проблем с установкой кассового узла, потому что вся площадь четко делится на функциональные зоны определенного размера. До тех пор, пока подобный подход не станет обычной практикой, каждый новый магазин будет создавать для владельца очередную головную боль, связанную с оптимальным планированием магазина.