Стоимость шоп-фиттинга в розничной торговле западной Европы

Приведенные в табл. 7.3 цифры не включают затраты на строительство здания (включая отопление, вентиляцию и электрическую проводку) и затраты на строительство фасада.

Таблица 7.3.

Стоимость шоп–фиттинга в розничной торговле Западной Европы

Тип магазина Вид торговли Инвестиции (€/кв. м. торговой площади)
Супермаркет Продовольственная  
Потребительский рынок Продовольственная  
Универсам самообслуживания Продовольственная  
Большая аптека Непродовольственная  
Магазин «Сделай сам» Непродовольственная  
Текстильиый/обувной/спортивный магазин Непродовольственная  
Универмаг Непродовольственная  
Мебель/книги/парфюмерия Непродовольственная  

Источник: Европейский институт торговли.

Торговый зал должен обеспечить большую пропускную способ­ность, высокое качество обслуживания покупателей. Для этого важно не только разместить в нем отделы и секции, но и умело направить потоки покупателей, грамотно расставить торговое оборудование, обозначить вход и выход из зоны обслуживания, а также правильно организовать кассовую зону – место, которое стратегически важно для любого оператора.

Количество кассовых мест обычно определяется общей площадью торгового зала. Общеизвестно, что один кассовый терминал рассчитан на 100–150 кв. м площади продуктового магазина. Если общая торговая площадь у розничного оператора больше 1000 кв. м, то одно–два кассовых места должны быть резервными. Ведь в больших магазинах или в магазинах, где собирается большая очередь в кассы в часы–пик, наряду с основной кассовой линейкой хорошо иметь отдельную кассу или несколько касс для обслуживания покупателей с небольшим числом покупок.

Кассовый узел занимает незначительную часть торговой площади магазина, где сосредоточено достаточно много необходимого оборудо­вания для эффективного обслуживания клиентов. Очень важно, чтобы кассовый узел не выглядел «инородным телом» в торговом зале, органично вписывался в общую линию оформления магазина. Важно, чтобы он был достаточно заметным для клиентов, желающих оплатить свои покупки, и выполнял свою прямую функцию – регистрировал проданный товар и полученные от покупателей деньги. Конечно, на расположение касс влияет и тип отдела. В отделах самообслуживания и полусамообслуживания кассы располагаются отдельно от торговой мебели, в отделах полного обслуживания клиента они встроены в мебель отдела и представляют собой единый комплекс.

В магазинах самообслуживания число кассовых кабин рассчитано на то, чтобы их пропускная способность в два раза превышала пропус­кную способность входа в магазин. Причем это всего лишь общее тре­бование, которое нуждается в уточнении применительно к различным форматам магазинов.

Например, в европейских супермаркетах наиболее рациональным признается использование длинной линии расположенных рядом рас­четно – кассовых узлов для отделения торгового зала от вспомогательных помещений, ведущих к выходу из магазина. Это дает возможность регулировать пропускную способность: при небольшом потоке поку­пателей достаточно работы нескольких касс, а при увеличении потока включаются дополнительные.

Если вход в магазин и выход из него разделены (функционируют два входа/выхода), то в этом случае у розничного оператора есть два варианта размещения кассовых боксов: либо сделать кассовую линей­ку на одном из выходов, при этом контролируя второй вход/выход магазина (видеонаблюдение), либо разделить кассовый узел на две части, чтобы покупатели имели возможность оплатить свои покупки в любом конце магазина. Целесообразнее, когда у магазина один вход/ выход. Это классическое построение применяется практически везде и наиболее успешно организует покупательские потоки (покупатели движутся по определенному маршруту, а не хаотично бродят по мага­зину).

При оптимальном проектировании кассовых боксов необходимо продумать, где разместить систему контроля за кражами: поставить ли ее только на входе/выходе или защитить каждый проход из кассовой зоны, чтобы контроль находился за линейкой POS – терминалов.

Большинство розничных операторов стараются сделать площадь торгового зала как можно больше и максимально «задвинуть» кассовый узел, размещая его практически на уровне входа в магазин. Нельзя пренебрегать закассовой зоной (золой входа и выхода у магазина). Она должна быть пропорциональна общей площади магазина. Лучше всего, чтобы в пределах двух метров от касс вообще ничего не стояло. Если торговый зал большой, то площадь после кассовых мест делают еще больше.

По многим причинам место, где находится кассовый узел, отлича­ется от остального пространства магазина. Например, с точки зрения обслуживания покупателей. Кассы должны быть заметны и легко до­ступны для клиентов, желающих оплатить товар. В то же время по­купатели, которые уже сделали свой выбор и оплачивают товар, не должны мешать остальным посетителям магазина. Важным моментом является также безопасность денежных средств, находящихся в кассе, и конфиденциальность информации на экране монитора кассира при работе с кредитными картами.

Поток покупателей, входящих в магазин, должен быть направлен (возможно, незаметно для них самих) через все отделы магазина. Находясь в любом из них, покупатель должен легко найти кассовый терминал. Однако не следует располагать кассы в самой середине движения потока покупателей, в час пик такое расположение окажется весьма неудобным как для клиентов, так и для персонала магазина.

Иногда для успешного функционирования кассовой зоны требуется установить дополнительные разделители между кассовыми терминалами. В этом нуждаются магазины с большим количеством покупателей (от 5 до 15 тыс. человек в день). Эти ограждения позволяют направлять потоки по­купателей и разбивать их на подходе к кассам. Их необходимо установить таким образом, чтобы они оказались вытянутыми в торговый зал на два–пять метров. В итоге в час–пик покупатели не создают толчею возле касс, заранее подъезжают с тележками к выбранной кассовой кабине и, не суе­тясь, ожидают своей очереди для оплаты покупки.

Некоторые помещения, в которых находятся магазины, изначально не были приспособлены для розничной торговли. Довольно часто можно встретить помещения с колоннами, торговые залы неправильной формы (например, узкое пространство около входа/выхода магазина и др.), поэтому во многом постановка кассового узла напрямую зависит от формы торгового зала.

Если помещение магазина нестандартных пропорций (трапеция или неправильный многоугольник), то, в зависимости от расположения входа пространство магазина сводится к более простой фигуре, например квадрату, и уже на одной из сторон этого гипотетического квадрата устанавливается оборудование.

Конечно, все владельцы магазинов стараются наиболее эффективно использовать свои помещения, увеличивая отдачу с квадратного метра торговой площади. Нельзя оставлять зону свободного движения от кассовой линейки до выхода очень большой, потому что ее можно использовать под выкладку товара. Но в магазинах этого не всегда придерживаются.

Все стеллажи в торговом зале лучше располагать перпендикулярно к той гипотетической линии, по которой располагаются кассовые боксы. Второй вариант – расположить их углом к кассовой зоне. В последнем случае появляется возможность увеличить длину стеллажа в небольших торговых залах. Если стеллажи расположены параллельно линии касс, то покупателю не всегда удобно проходить к кассовой зоне.

В большом супермаркете (более 1000 кв. м) ширина прохода между стеллажами должна составлять 1,5–1,8 м – это необходимо для сво­бодного передвижения двух «встречных» покупателей с тележками. 15 меньших магазинах проходы имеют ширину 1 и даже 0,8 м. Расстояние между кассовыми боксами должно составлять 0,6–0,7 м – эта величина определена исходя из того, чтобы обеспечить свободный выход одного покупателя с тележкой, но исключить прохождение сразу двух человек.

Для прилавочной формы торговли расстояние от линии прилавков до пристенного оборудования должно составлять 0,8–1,2 м. Обычно этот проход делают шириной 1 м, но в некоторых магазинах он достигает всего 0,7 м, что неизбежно создает неудобства в работе продавцов. Кроме того, в отдельных случаях владельцы торговых предприятий наносят вред здоровью персонала, ставя у стен в магазинах с прилавочной торговлей открытые охлаждаемые стеллажи. Это позволяет увеличить привлекательность выкладки, но все же лучше использовать закрытые холодильные шкафы, что и делается в большинстве магазинов.

Надо заметить, что приведенные рекомендации не являются абсо­лютной нормой для всех предприятий. За последние годы многие рос­сийские ритеилеры поднаторели в своем бизнесе и стали использовать новые нестандартные ходы в шоп – фиттинге. Так, в Москве появились успешно работающие двухэтажные супермаркеты и универсамы, в ко­торых сопутствующие товары размещаются на первом этаже, а про­дукты питания – на втором (в большинстве магазинов все наоборот). Причем наверх ведет так называемый травелатор – эскалатор, на который можно вкатывать покупательские тележки.

Стандартизация торгового зала, которая повсеместно встречается в Европе, в России пока применяется не очень часто. У нас только на­чинают появляться ритеилеры, которые до сантиметров высчитывают наилучшее расположение стеллажей, входной группы и кассового узла в своих торговых помещениях. У них не возникает проблем с установкой кассового узла, потому что вся площадь четко делится на функцио­нальные зоны определенного размера. До тех пор, пока подобный подход не станет обычной практикой, каждый новый магазин будет создавать для владельца очередную головную боль, связанную с оптимальным планированием магазина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: