Отработанная система логистики позволяет снизить издержки (а иногда и напрямую заработать) на каждом этапе: приеме товара от поставщика, проверке качества поступающего товара, хранении на складе, комиссионировании (комплектации заказов), отгрузке в магазины, транспортировке, приеме товара в магазине, возврате товара, обороте многоразовой тары и даже на сборе и возврате одноразовой тары и т. д. Каждый этап при проектировании разбивается на отдельные процессы, анализируется и оптимизируется. Снижение издержек происходит по всем видам используемых ресурсов. Результаты просто поразительны: например, по оценкам крупнейшего розничного оператора Финляндии – компании KESKO (около 1600 магазинов различных форматов), годовой доход от снижения издержек в результате оптимизации логистических процессов сопоставим с доходом от реализации самих товаров. Таким образом, на сегодняшний день рентабельность вложений в оптимизацию собственной логистики почти равна (а с точки зрения стратегического развития – превышает) рентабельности вложений в строительство нового магазина (естественно, для крупного сетевого оператора).
Идеальной логистической схемой для любого розничного торговца является следующая. Производитель (поставщик) – центральный распределительный склад – региональный распределительный склад, который может работать как по модели центрального склада (только в меньшем объеме), так и по модели «cross–docking» (чистое распределение), либо совмещая эти функции, – магазин.
Таким образом, основные усилия розничные операторы могут сосредоточить на двух направлениях:
Первое будет заключаться в отработке внутренних бизнес – процессов логистики, начиная с момента поступления товара в приемную зону и заканчивая возвратом оборотной тары из магазина. Здесь следует обратить внимание на: унификацию единиц хранения и единиц отгрузки в свои магазины; отработку синхронности соответствующих информационных потоков с оптимизацией каждого подпроцесса с точки зрения всех используемых ресурсов – люди, время, техника, пространство; автоматизацию указанных бизнес – процессов с интеграцией в единую информационную систему управления бизнес – процессами розничного оператора; внедрение единой информационной системы. Все это позволит существенно снизить стоимость используемых ресурсов и, соответственно, издержки, а также максимально автоматизировать в будущем работу распределительного центра. Кроме того, сегодняшний центральный распределительный склад, по сути, является прообразом будущего регионального и на нем должны отрабатываться именно эти бизнес – процессы.
Второе направление должно заключаться в совместной работе розничных операторов с объединением всех возможностей и усилий для максимального включения (вплоть до полной интеграции) производителей и поставщиков продуктов в логистический процесс (здесь отметим унификацию тары, в том числе оборотной, унификацию кодирования, стандартизацию временных параметров отгрузок товара).
Первое направление деятельности позволит снизить издержки и удерживать их на заданном уровне при дальнейшем развитии в национальных масштабах. Второе же – создаст поле для дальнейшей оптимизации логистических процессов в рамках как региональной, так и общенациональной инфраструктуры.
При проектировании распределительных центров необходимо учитывать специфику каждой из розничных сетей, которая в первую очередь определяется форматом торговых точек. Например, дискаунтеры в силу ценовой политики стремятся к снижению издержек. Магазины такого формата не располагают большими подсобными помещениями: большая часть товара располагается непосредственно в торговом зале. Вывод – необходимо максимально точно спрогнозировать потребности в тех или иных товарах и обеспечить их оперативную доставку в нужном количестве – не меньше, но и не больше. Именно по этой причине крупная сеть дискаунтеров, как правило, использует распределительный центр (РЦ). Количество товаров, проходящих через РЦ, достигает 80 %.
Обычно для создания распределительного центра торговой сети используются стандартные складские помещения. В следующих разделах мы рассмотрим основные тенденции рынка современных складских помещений и проанализируем тенденции развития этого рынка.