процесс прогнозирования включает шесть основных этапов:
– определение цели прогноза;
– установление горизонта планирования и прогнозирования;
– выбор метода прогнозирования;
– сбор и анализ соответствующих данных;
– разработка прогноза;
– контроль над его использованием.
Ключевым вопросом является выбор метода прогнозирования. Факторами, влияющими на выбор прогноза, являются: стоимость, I точность, надежность, способность быть выраженным в значимых единицах, своевременность. Выбранный метод в первую очередь представляет собой определенную комбинацию точности и стоимости, оптимальную для каждого случая. Другими факторами являются наличие статистических данных за определенный период времени, возможность применения компьютерной техники, компетентность прогнозиста в использовании того или иного метода, необходимое время для сбора и анализа данных и подготовки прогноза, предшествующий опыт использования данного метода. Отметим также значимость фактора времени: даже в случае оптимального соотношения других факторов выбор горизонта прогноза оказывает решающее воздействие. В табл. 9.3 приведено соотношение факторов прогнозирования с временной протяженностью прогнозов.
Горизонт прогноза важен потому, что одни методы больше подходят для долгосрочного прогнозирования, а другие – для краткосрочного, например, скользящие средние и экспоненциальное сглаживание – это методы исключительно краткосрочного прогнозирования, так как они выдают прогноз для ближайшего следующего периода.