В управлении процессом прогнозирования можно выделить организационные, процедурные, мотивационные и личностные аспекты, которые объединяют функцию прогнозирования с остальными функциональными областями в фирме.
Организационные аспекты связаны с ролью и ответственностью отдельных служащих. Специфические вопросы здесь таковы:
Кто отвечает за выработку прогноза?
Как оценивают точность и эффективность прогноза?
Как влияет эффективность прогноза на оценку работы и
вознаграждение его составителей?
Как используются прогнозы?
Когда делаются прогнозы?
На какие горизонты они делаются?
Как влияет точность прогноза на финансовые результаты самой
компании?
Процедурные аспекты связаны с личным пониманием сотрудниками относительной значимости прогнозирования, информационной системы и техники. Вопросы здесь таковы:
Понимают ли составители и аналитики прогнозов, как их действия
влияют на планирование и координацию логистики? Существует подход к построению процесса прогнозирования, согласно которому составители прогнозов должны понимать только, что чем точнее их прогноз, тем лучше. Связать эффективную деятельность логистики с точностью прогнозов – задача организаторов процесса прогнозирования, а не исполнителей – аналитиков.
|
|
Осознают ли прогнозисты возможности системы прогнозирования,
и насколько эффективно они эти возможности используют?
Способны ли прогнозисты сознательно выбрать наиболее
адекватную технику прогнозирования?
При определении политики управления процессом прогнозирования важно получить детальный ответ на каждый из этих вопросов. При этом сам процесс еще нужно построить (организовать). Эффективная организация процесса прогнозирования – большая редкость в российских компаниях. Если этого не сделать, обязанности прогнозистов и критерии оценки их работы окажутся «размытыми», что приведет к безответственности. Например, если службы маркетинга, мерчандайзинга и логистики будут заниматься прогнозированием независимо друг от друга, не будет ни единого прогноза, ни ответственности за общий результат. Поскольку единый прогноз необходим, нужно точно определить обязанности каждой группы прогнозистов и оценивать их работу по особым критериям. Для эффективного управления процессом прогнозирования следует отчетливо сформулировать процедурные и организационные требования. Без этого даже самая совершенная техника прогнозирования и наилучшая система информационного обеспечения не дадут оптимальных результатов.
Динамическое моделирование показывает, что может произойти при плохой координации прогнозов, вырабатываемых в разных звеньях снабженческо–сбытовой цепочки. Издержки из–за неверного понимания ситуации могут быть очень велики. Поскольку многие логистические действия предпринимаются в ожидании будущих сделок, чрезмерный оптимизм прогнозов может спровоцировать массу бесполезной работы. Анализ сигналов, которыми обмениваются участники логистической цепочки, свидетельствует, что их ожидания по мере продвижения от звена к звену склонны усиливаться. Каждая ошибка в истолковании реальных потребностей порождает нарушения на всем протяжении логистического канала. Цепная реакция разнонаправленных корректировок, охватив весь канал, может повлечь за собой серию пере – или недооценок реальных требований рынка.
|
|