Информационное обеспечение прогнозирования

Система информационного обеспечения прогнозирования представляет собой механизм сбора и анализа данных, составления прогноза и передачи пользователям результатов прогнозирования. Система информационного обеспечения облегчает накопление и обработку данных и дает возможность учитывать такие внешние факторы, как стимулирование продаж, изменение цен и обновление ассортимента производимой продукции, характер конкуренции и общие экономические условия. Внутреннее устройство системы информационного обеспечения должно позволять не только выявлять эти изменения, но и реально использовать их. Поэтому очень важно, чтобы процесс прогнозирования опирался на систему информационного обеспечения, облегчающую ведение, обновление и преобразование базы статистических и прогнозных данных. Легко понять, почему нужна эта способность вносить своевременные поправки, но реально осуществить корректировку состояния запасов во множестве распределительных центров зачастую бывает довольно трудно, ибо это требует регулярного и эффективного контроля за многими тысячами единиц хранения. Для этого система информационного обеспечения прогнозирования должна быть в значительной степени автоматизирована, иметь отлаженный механизм выявления изменений.

В силу самой природы своих задач канал распределения должен отличаться чувствительностью к рыночным запросам. Система всегда готова начать логистический процесс, едва получив сигнал о наличии потребности. Нужно со всей тщательностью относиться к организации надежной системы информационного обмена, сохраняя при этом ее гибкость, необходимую для успешной адаптации к переменам. В обобщенном виде разделение труда в этом процессе выглядит сле­дующим образом (табл. 9.2).

Таким образом, в зоне ответственности менеджера по логистике находится прогноз поставок, завязанный на прогноз продаж и потреб­ление запасов. Ключевыми вопросами являются:

Когда следует пополнять запас товара?

Какое количество товара следует заказать?

Откуда следует заказывать поставку: от поставщика, с другого склада или из другого источника?

С точки зрения получения информации поступление информации о продажах подобно лишь верхушке айсберга, основная часть которого находится под водой. Перечислим основные отчеты, формируемые для целей логистики.

Таблица 9.2.

Разделение труда в информационном обмене компании

Процессы прогнозирования и бюджетирования Маркетинг Мерчандайзинг Логистика
1. Определение объектов контроля Составление плана продвижения Составление планов продаж и закупок Составление плана поставок
2. Прогнозирование объемов продаж Прогноз потребительского поведения и действий конкурентов Прогноз закупок Условия поставщиков и возможностей логистической системы
3. Планирование уровня запаса Определение промоакций Определение ассортимента и цен Определение страхового и текущего запаса

Отчеты поставщиков. Для каждого поставщика и предложенного им товара исследуется число закупок и доставок, цены и объемы поставок.

Отчеты о потоках внутри сети. Для каждого поставщика и товара исследуются поток товаров, его стоимость и ограничения, накладываемые на поток.

Отчеты средств обслуживания. Для каждого элемента логисти­ческой инфраструктуры исследуется общая пропускная способность, а также затраты, которые могут включать сумму фиксированных затрат плюс переменные затраты, зависящие от потока товаров.

Отчеты процесса обработки. Необходимо сравнить грузооборот (работы по приемке, размещению, комиссионированию и отгрузке товаров, а также по обороту возвращаемой тары) с нормативами фирмы.

Отчеты о запасах. Для каждого товара измеряется общий объем запаса, имеющегося в наличии, и его соотношение к объему продаж.

Итоговый отчет. Представляет собой сумму общих затрат и при возможности расчеты общей прибыли, соответствующие оптимальному решению. Может быть суммой информации по предыдущим отчетам.

Если предположить, что форма данных, использованных в этих от­четах, соответствует формам данных других подразделений внутри и вне фирмы, менеджер по логистике может увеличить скорость реакции и одновременно снизить издержки цепи поставок. Ключевое значение для достижения этой двуединой цели имеет концентрация усилий на сокращении времени, не обеспечивающего увеличение ценности, и в особенности времени, расходуемого на хранение запасов. В то время как в прошлом логистические системы были в значительной мере зависимыми от точности прогнозов, что порождало большое количество известных проблем, в настоящее время основное внимание уделяется сокращению времени выполнения цикла закупок.

Поскольку прогнозы ненадежны, в целях логистики необходимо видеть результаты с различными сценариями наборов данных продаж. Чтобы выполнить подобное действие, необходимо перевести ка­чественные описания типа «высокий спрос» в числовые наборы данных спроса. Хотя набор данных спроса для данного сценария в базе данных решения логистической системы может быть несложен, такие базы данных основываются на статистических базах данных. Для применения статистических методов оценки взаимозависимых планов и прогнозов маркетинга, мерчандайзинга и логистики необходимо эффективное программное обеспечение. На рынке предлагается более 40 пакетов программ с широким диапазоном возможностей и разной стоимости. Это программное обеспечение подразделяется на следующие три категории:

Автоматическое. Пользователь вводит данные и запрашивает анализ для выбора модели прогнозирования. Метод выбирается при помощи пробных тестов, результаты которых можно принимать или отвергать. Прогноз выдается вместе со статистикой точности.

Полуавтоматическое. Система подбирает наилучший вариант, менеджер делает выбор, перебирая оптимальные варианты.

Ручное. Прогнозист взаимодействует с поставляемой системой, выбирая оптимальные метод и параметры самостоятельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: