Техника прогнозирования – это тот математический или статистический аппарат, посредством которого исходные количественные параметры преобразуются в прогнозные оценки. Основными инструментами прогнозирования являются динамическое моделирование, которое сводится к экстраполяции на будущее прошлых показателей, и корреляционное моделирование, устанавливающее соотношения между независимыми переменными. Но никакая техника сама по себе не в состоянии справиться со всем многообразием задач, которые ставит перед прогнозированием современный бизнес. Сегодня все более очевидно, что точный и достоверный прогноз – это продукт интеграции техники прогнозирования, соответствующего информационного обеспечения и адекватного управления всем процессом.
Логистика нуждается в периодических прогнозах, а для их получения следует выбрать подходящий математический или статистический аппарат. Техника прогнозирования работает эффективно тогда, когда ее возможности соответствуют особенностям ситуации. Существуют следующие критерии оценки применимости той или иной техники прогнозирования:
|
|
– требуемая точность;
– временной горизонт прогноза;
– ценность прогноза;
– доступность данных;
– тип вводных данных;
– квалификация и опыт составителя прогноза.
На основании этих критериев нужно дать количественную и качественную оценку каждого из имеющихся методов прогнозирования. Благодаря развитию статистических и аналитических методов в последние полстолетия техника прогнозирования существенно усложнилась. По идее, применение более сложной и изощренной техники прогнозирования должно оборачиваться большей точностью прогнозов. Зачастую так оно и есть, однако многие серьезные исследования свидетельствуют о том, что простые методы порой дают лучшие результаты. Усложнение методов не всегда себя оправдывает, особенно если учитывать связанное с ним повышение требований к качеству информации и квалификации прогнозистов. Было бы хороню в каждом конкретном случае иметь возможность выбрать самую подходящую технику прогнозирования (простую или сложную), но оценка их пригодности на самом деле не так уж однозначна. Такой выбор – не столько наука, сколько искусство. Попросту говоря, следует выбирать метод или методы, дающие лучшие результаты. Примером такого под – I хода, нацеленного на результат, служит концепция фокусировки прогнозирования. Она предполагает использование многих методов – от самых простых до самых сложных. При этом подходе для каждой единицы хранения на каждый период времени составляют ряд прогнозов. Затем выбирают тот метод прогнозирования, который оказался бы самым точным применительно к последнему прошедшему периоду.
|
|
Представим себе, что нам нужен прогноз на июнь. В конце мая мы с помощью разных методов составляем прогнозы на май, используя все имевшиеся на конец апреля данные. Затем прогнозные оценки, полученные каждым из методов, сравним с фактическим объемом продаж в мае, чтобы определить, какой метод дал самый точный прогноз на май. Предпосылка заключается в том, что лучший метод прогнозирования на июнь – это тот самый, который был бы лучшим для мая.