Классификация по объему продаж выполняется согласно закону Парето, в соответствии с которым большую часть продаж (80 %) компании обеспечивает незначительная доля продукции (20 %); или большая часть продаж (80 %) приходится на небольшую часть (20 %) приоритетных потребителей. Пример классификации приведен в табл. 10.1.
Категория «А» – быстро расходящиеся продукты с большим объемом продаж (80% от общего объема).
Категория «В» –средние параметры реализации (15 % от общего объема).
Категория «С» – менее ходовые продукты (5 % от общего объема).
Правило ABC предусматривает классификацию по приоритетности на три категории, однако при необходимости возможна и более дробная градация.
Необходимо различать стоимостный и физический объем продаж. Стоимость объема продаж – сочетание цены единицы продукции и количества реализованных изделий. Одного из этих параметров может оказаться недостаточно для отнесения продукции к определенной категории.
В табл. 10.2 показаны различные варианты сочетания цены единицы продукции и количества реализованной продукции, ведущие к попаданию продукции с различными единичными расценками в разные классификационные группы.
|
|
Таблица 10.1.
Пример классификации по объему продаж
Продукция, позиции | Годовой объем продаж (тыс. руб.) | Доля в совокупных продажах (%) | Нарастающий итог объема продаж (%) | Классификационная категория |
15,0 | 15,0 | А | ||
12,0 | 27,0 | А | ||
10,0 | 37,0 | А | ||
8,0 | 45,0 | А | ||
5,0 | 50,0 | А | ||
А | ||||
1,05 | 79,0 | А | ||
1,0 | 80,0 | А | ||
В | ||||
0,51 | 94,5 | В | ||
0,5 | 95,0 | в | ||
с | ||||
0,035 | 99,5 | с | ||
0,03 | 99,8 | с | ||
0,02 | 100,0 | с | ||
Итого | 100,0 |
Таблица 10.2.
Примеры формирования классификационных групп в АВС–анализе
Классификационная категория | Цена единицы продукции (руб.) | Годовое количество продаж(штук) | Годовой обьс.ч продаж (тыс. руб.) |
А | Высокая | Высокое | Высокий |
Средняя | Высокое | Высокий | |
Низкая | Очень высокое | Высокий | |
В | Высокая | Низкое | Средний |
Средняя | Среднее | Средний | |
Низкая | Высокое | Средний | |
С | Средняя | Низкое | Низкий |
Низкая | Среднее | Низкий | |
Низкая | Низкое | Низкий |
Интегрированная стратегия управления запасами декомпозируется в индивидуальные стратегии для всех классифицированных категорий (табл. 10.3).
Таблица 10.3.
Стратегии управления запасами в разных классификационных категориях
Классификационная категория | Уровень логистического обслуживания | Прогнозирование | Управление запасами | Контроль |
А | 98% | На основе плана продаж | Планирование | Ежедневный |
В | 95% | На основе прошлых продаж | Планирование | Еженедельный |
С | 90% | На основе прошлых продаж | Планирование | Ежемесячный |
|
|