Классификация товаров по степени частоты обращения покупателей

Классификация продукции по объему продаж и по характеру их по­требления отражает коммерческий и логистический аспекты управления запасами. Однако наряду с ними следует отобразить и маркетинговый аспект, что важно для формирования имиджа торговой компании, укрепления ее рыночной позиции. Мера востребованности товара характеризуется частотой обращения клиентов за данным товаром. Эта характеристика измеряется с помощью коэффициента частоты взятия К:

где P0j – количество обращений клиентов по i–му продукту; i = 1; п – общее количество обращений клиентов.

Таблица 10.7.

Типовые подходы в управлении товарными запасами

Класси­фика­ционная группа Класси­фика­ционные категории Код видов продук­ции Прогнозиро­вание потребности Уровень логистическ. обслуживания (%) Вид закупки
  AZ AY АХ BZ   На основе плана продаж   Повторяющаяся без изменений
  BY ВХ СХ   На основе прошлых продаж   Повторяющаяся сизменениями
  CY CZ   На основе прошлых продаж   Новая

Вторая классификационная группа включает менее важные виды продукции, требующие упрощенных методов планирования, учета и контроля.

Третья классификационная группа включает неключевые ресурсы. Для этой группы применима та же техника управления, что и для второй группы. Важность выделения третьей группы состоит в том, что возможен отказ от реализации этих видов продукции без значительного уменьшения прибыли от реализации продукции (если эти виды продукции не являются обязательными для комплексных поставок). Классификация по категориям ABC отражает коммерческий аспект, управление запасами с точки зрения их влияния на экономический результат. Классификация по категориям XYZ выражает соответственно логистический аспект управления запасами, характер влияния неопределенности спроса на уровень обслуживания потребителей. Классификация по категориям FMR, в отличие от двух вышеуказанных методов анализа, не является канонической в системе управления запасами. Востребованность данного подхода предопределяется спе­цификой рыночной позиции торговца. Для окончательного позицио­нирования продукции по трем критериям (ABC, XYZ, FMR) необходимо выстроить иерархию самой совокупности критериев. К примеру, на основании экспертных заключений в торговой компании может быть установлена следующая иерархия критериев по степени важности влияния на конечный результат компании: Первая группа А В С. Вторая группаFMR, Третья группаXYZ.

Такая иерархия является следствием важности тех или иных сторон бизнес – процесса. Так, в нашем примере наиболее важным аспектом, как и в большинстве других случаев, является участие товарных групп в формировании финансовых результатов деятельности компании. Вследствие этого результаты АВС – анализа признаются для окончательного позиционирования товарных групп наиболее значимыми. FMR – анализ будет значим в той торговой фирме, где маркетинг превалирует в корпоративной стратегии. Например, слоган фирмы «У нас все есть» требует адекватного ответа на запросы покупателей, а потому частота обращения за теми или иными группами товаров служит важным критерием позиционирования товарных групп. XYZ – ас пект может оказаться менее значимым по сравнению с прочими аспектами только в том случае, если ритейлер занимает на рынке сильную позицию и значительные колебания спроса на товарные группы не оказывают серьезного влияния на уровень обслуживания потребителей. В этом случае товарные запасы в значительной мере находятся на складах готовой продукции фирм – поставщиков, а не на РЦ торговца. Если компания в значительной мере зависит от своих поставщиков, то значимость результатов XYZ – анализа будет значительно выше. Итоги позиционирования продукции представлены в табл. 10.8.

Заметим, что вышеприведенная классификация не предусматривает количественную значимость каждого из критериев. В результате получена многопозиционная классификация, практическое использование которой весьма затруднено, так как каждая классификационная группа требует особой технологии логистического менеджмента.

Для упорядочения управленческого процесса необходима балльная оценка классификационных критериев, что требует особого управлен­ческого решения. Ниже в качестве примера (табл. 10.9) приведено по­зиционирование продукции при следующей условной оценке класси­фикационных критериев: А = 9 баллов, 5 = 8, С =7, F= 6, М = 5, R = А, Z–3, Y.–2.X–1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: