Стоимость доставки Сд складывается из стоимости транспортировки, услуг экспедитора по транспортно – экспедиционному обслуживанию, расходов по экспортной, импортной таможенной очистке (в зависимости от условий поставки) и т. д. Стоимость доставки С является функцией следующих параметров рг, р2, ръ... рп:
Сд = гХ/>Р.р2>Рз ■••/>„)■
Параметры, характеризующие груз (товар):
рг – вес, р2 – объем, р3 – стоимость груза (по отгрузочному инвой – су, контракту), р4 – характер груза (опасный, огнеопасный, химически или радиоционно опасный и т. д.).
Условия поставки:
р5 – место отгрузки и доставки; р6 – условия поставки (базис поставки) по Инкотермс; р7 – тип перевозки (морем, авиа –, железнодорожным транспортом (железной дорогой, сокр. ж. д.), автотранспортом, в контейнерах и т. п.); р8 – маршрут перевозки; р9 – сроки доставки; р10 – способы упаковки (в ящиках, мешках и т. д).
Рыночные условия:
рп – существующие тарифы на перевозку грузов; рп – существующий уровень цен на транспортно – экспедиторское обслуживание;
|
|
р13 – скидки в зависимости от общего веса, объема грузов, предоставляемых перевозчику, экспедитору, агенту экспедитора.
Перевозка может осуществляться по следующим схемам:
а) клиент <=> экспедитор <=> перевозчик;
б) клиент |=> экспедитор 1 => экспедитор 2 => перевозчик;
в) клиент |=> экспедитор => перевозчик 1 => перевозчик 2;
г) по более длинной логистической цепочке взаимодействия (возможны варианты).
На каждом из звеньев данных цепочек возможно предоставление скидок на транспортно – экспедиторские услуги.
Вводится «подлежащий оплате вес» (сЬагдеаЫе \уе1§п1), который учитывает одновременно вес и объем поставляемого груза: и/ = / (вес; объем). Расчет данного веса осуществляется по следующему алгоритму (на примере авиационных перевозок):
1)Ьх\УхН (см) / 1 000 000 = X, м3 => 2) с учетом того, что 1 м3 = = 166,666... кг, рассчитывается I х Ц[ х Н (см) / 6000 = объемный вес, кг <=> 3) сравнивается объемный вес и вес брутто <=> 4) берется максимальный вес (сЬаг§еаЫе ме'щЫ) = макс {объемный вес; вес брутто} <=> ==> 5) вес огрутляется с точностью до 0,5 кг.
Стоимость перевозки грузов морем рассчитывается за единицу массы или объема или же в виде общей суммы за рейс, на который зафрахтовано судно (см. «люмпсум {лампсам)» в разделе «Термины»).
Расчет «подлежащего оплате веса» для авиаперевозок основывается на тарифах 1АТА (1пг.егпат.юпа1 А1г ТгапзроП Азкоаагюп). Стоимость авиатранспортировки, рассчитываемая по данным тарифам, указывается в авианакладных, однако реальная стоимость ниже. Данный тариф приобретается через агентов авиакомпаний – перевозчиков, экспедиторов, что приводит к тому, что стоимость реальной транспортировки через экспедитора может достигать приблизительно 40 % от тарифов 1АТА за счет скидок, предоставляемых экспедиторам, входящим в 1АТА и имеющим постоянный большой объем перевозок.
|
|
Стоимость транспортировки зависит и от других факторов, которые необходимо учитывать при оптимизации транспортных расходов.
Пример реальной качественной зависимости стоимости доставки на единицу оборудования в зависимости от количества единиц поставляемого оборудования для одной партии (отгрузки) с фиксированным весом и объемом представлен на рис. 4.4.1.
Стоимость доставки на единицу оборудования для партии одного и того же веса и объема уменьшается с увеличением количества единиц в партии, но не может быть меньше определенного минимума, зависящего от стоимости транспортировки от перевозчика, экспедитора на минимальную партию, веса, размеров единиц и ряда других параметров. Данную качественную эмпирическую зависимость (близкую к зависимости С= {{0)=К/<3, где К – коэффициент, определяемый эмпирически), можно использовать как один из способов оптимизации стоимости доставки.
Для расчета стоимости доставки экспедитор или перевозчик запрашивает, как правило, у клиентов следующие основные сведения о грузе:
– наименование груза;
– маршрут: место отгрузки – место доставки;
– вид транспорта (автотранспорт, авиа, ж. д., морской, речной, смешанный);
– базис поставки по Инкотермс;
– общий вес;
– количество мест;
– общий объем (м3);
– необходимая упаковка;
– дополнительные сведения (перевозка в контейнерах, негабаритный груз, необходимость таможенного оформления и т. д.).
Данные сведения могут быть включены в запрос (заявку) на экспедирование перевозки грузов. Примеры заявок приведены в разделе 2 приложений.
В условиях современных информационных технологий подобный запрос может быть отправлен не только по факсу или электронной почтой, но и через интернет – страницу экспедитора/перевозчика.