Концепция «Точно-в срок»

Концепция Щ51 – т – гнпе («точно – в – срок», «точно в срок», щ${ т ггте, сокр. ДТ) является одной из важнейших современных стратегий в логистике, в системе организации производства, методов ведения ком­мерческой деятельности, обеспечения транспортно – экспедиторских услуг. Концепция «точно в срок» (щ$1 – ш – тгте) подразумевает произ­водство, доставку товаров своевременно, точно в срок при минимиза­ции времени и затрат на производство, внедрение новых технологий, на используемые ресурсы и доставку товара. Своевременная доставка играет существенную роль в обеспечении сделок купли – продажи, ра­циональной организации системы товародвижения. Товарные потоки в простейшей системе «точно в срок» представлены на рис. 4.6.1, где 1, 2, 3... 1, (г + 1)... и – е товары представляют собой товары (исходное сырье, материалы, полуфабрикаты, компоненты и т. д.) от 1, 2, 3... \, (г + 1)... «– х поставщиков (субподрядчиков), обеспечивающих поставки для производителя товара А (конечного продукта – товара, технологической системы и т. п.).

В настоящее время на практике не существует идеальных логи­стических систем, логистических цепочек, в том числе в соответствии с концепцией, позволивших бы полностью исключить хранение запасов (товара, сырья, комплектующих и т. д.) на заводе продавца – производителя, на транзитных, таможенных складах по маршруту следования товара. В реальной жизни присутствует множество произ­водственных, социально – экономических, географических, природных факторов, форс – мажорных обстоятельств, препятствующих доставке по системе «точно в срок». Возникает необходимость иметь минимальный (резервный) запас товаров, материалов, запчастей для производства и т. п. из – за существующих возможных задержек в поставке, доставке товара, больших расстояний между продавцом и покупателем, необходимости применения смешанных перевозок с перегрузками с одного вида транспорта на другой, при доставке сырья, компонентов из различных стран, транзита, перевалки через промежуточные склады, таможенные склады. В будущем в случае развития логистических систем, совершенствования логистических услуг в соответствии с ранее сформулированной задачей эволюции логистических систем к минимальному времени на доставку, минимальным затратам и макси­мальному жизненному циклу логистической услуги, товара (см. гл. 1) время и затраты на хранение, доставку товара могут быть минимизи­рованы. Концепция «точно в срок» ушг – т – ите) применима в течение всего жизненного цикла товара и логистических услуг.

В настоящее время концепция «точно в срок» наиболее широко используется для современного высокотехнологичного производства, позволяющего под конкретный заказ от покупателя достаточно быстро произвести товар необходимого качества, количества и доставить его покупателю точно в срок. Подавляющее число существующих высоко­технологичных производств компаний – производителей используют концепцию «точно в срок» на практике. Для организации же произ­водства в добывающей, обрабатывающей промышленности и доставки товаров, наливных (нефтепродукты и т. п.), насыпных (зерновые, строительный песок и т. п.), навалочных (уголь, руда и т. п.) грузов концепцию «точно в срок» довольно трудно реализовать, так как не­обходимо тратить значительное время и нести затраты на хранение, консолидацию, операции по перевалке на промежуточных складах (на­пример, в морском порту), для накопления необходимой отгрузочной партии при поставке морским, речным или железнодорожным транс­портом.

История развития концепции «точно в срок» имеет давнюю исто­рию со времен Ф. Тейлора (Р. ТауЬг, 1856 – 1915), американского инже­нера, предложившего идею организации производства, основанного на разделении труда, рационализации отдельных производственных операций, повышении производительности труда, и Г. Форда (Н. Рога!, 1863 – 1947), талантливого инженера, одного из основателей автомо­бильной промышленности США. Г. Форд применил новые формы ор­ганизации поточно – массового производства на основе стандартизации, конвейерной сборки автомобилей, создавшие предпосылки для возникновения и внедрения системы производства по системе «точно в срок». Тем не менее исходя из многочисленных публикаций в прессе начиная с периода 1970 – 1980 – х гг. принято считать, что система «точно в срок» была впервые применена в 1950 – х гг. в Японии, где существуют реальная ограниченность пространства, территории для производства, складов, ограниченные природные ресурсы и необходимость непрерывного импорта исходных материалов, сырья для производства. Первым из японских производителей, применивших на практике концепцию «точно в срок» (рзг – т – Шпе), была корпорация Тоуо*а Мо4ог, назвавшая свою соответствующую систему организации производства как Тоуога Ргосшсиоп 8уз1ет, которая также включает в себя и японскую систему «Канбан» (КапЬап), подразумевающую высокую степень автоматизации, согласование производственных, технологических операций, а также доставку отдельных компонентов, материалов к кон – вейнеру, рабочему месту в пределах производственного цикла, процесса. Эта доставка обеспечивается закупочной и производственной логистикой.

История развития концепции продолжается по настоящее время и является одной из приоритетных современных стратегий, кон­цептуальных моделей производства, применяемых крупными мировыми транснациональными компаниями, большинством компаний в индустриально развитых странах, в особенности в автомобильной промышленности, телекоммуникационной, электронной отрасли, гражданском и промышленном строительстве. В 2003 г. 5СЖУ раз­работала новейшую программу модернизации производства, увеличения прибыли, сокращения затрат на производство за счет сокращения на 90 % числа компонентов, применяемых для создания электронной продукции. Количество компонентов, используемых при производстве сложного высокотехнологичного оборудования, должно сократиться с 840 000 до 100 000 шт. до 2005 г., а число стандартных компонентов в персональных компьютерах – на 20 % (источник: ЫакатоМ М., КоЬеЫ Ю. 8опу {аг$е1$ 90 % геДисИоп т раг{$. Ртапаа1 Ътев, 7 октября, 2003 г.). Количество поставщиков отдельных компонентов для 5СЖУ должно сократиться по плану с 4700 до 1000. Подобные масштабные структурные преобразования, последующая рационализация производства возможны только при стандартизации основных компонентов, из которых создается готовое изделие, при внедрении новейших прикладных и фундаментальных технологий, позволяющих сократить количество используемых компонентов, при применении новейшей вычислительной техники, программного обеспечения, информационных и телекоммуникационных систем, а также при совершенствовании логистических услуг по доставке в соответствии с концепцией «точно в срок» ушг – т – Ите).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: