Простая, система сбыта содержит в сбытовой цепи два звена — производитель и потребитель, т. е. специальные сбытовые организации отсутствуют. При простой системе сбыта нередко используют бартерные сделки, личные продажи товара.
Сложная система сбыта состоит из большого числа звеньев: собственных подразделений, независимых сбытовых посредников, оптовиков, розничных фирм и т. п. При сложной системе сбыта используются товарные биржи, торги, ярмарки, выставки, свободные экономические зоны, лизинговые операции, инжиниринг и другие организационные формы продвижения товара на рынок.
Выбор предприятием того или иного метода или системы сбыта осуществляется в зависимости от конкретных условий рынка, объема реализуемого товара и маркетинговой стратегии предприятия. Обычно, особенно если предприятие крупное, существующие методы сбыта и его организационные формы комбинируют в зависимости от рынка, товара.
Необходимость участия посредников в распределительном процессе.
Необходимость участия посредников в распределительном процессе объясняется:
- ограниченностью ресурсных(финансовых, материальных, информационных и др.) организационных и функциональных возможностей предприятия;
- известным разрывом (временным, пространственным и др.) между предложением товара и спросом на него;
- финансированием затрат по функционированию логистического канала, финансированием сбытовых операций и др.
Посредники-участники канала распределения.
Дилер – действует от своего имени, за свой счёт, обладает правом собственности на товар, независим в ценовой политике.
Дистрибьютор – как и дилер, но ограничен в области ценовой политики.
Комиссионер – действует от своего лица, за свой счет, права собственности на товар не имеет.
Агент – действует от вашего имени, за ваш счёт, не имеет права собствееости на товар.
Брокер – действует от своего имени, за ваш счёт, права собственности на товар не имеет.