Логистика распределения – функциональная область логистики, задача которой интегрированное управление логис. функциями и операциями продвижения готовой продукции и сопутствующим логистическим сервисом от производителей и/или оптовых торговых компаний до конечных/промежуточных потребителей.
Канал распределения – многоур. упоряд. сов-ть п/пр и/или отд. лиц, образов. логист цепи и выпол. однородные функции и операции по передаче прав соб-ти по прод-ию, объединению, разукрупнению, сортир-ке и физ перемещению.
Организационные формы торгово-посреднических фирм можно поделить в зависимости от двух основных признаков: 1)Обособляются ли они от производственных предприятий. 2)Приобретают ли они право собственности на товар, при выполнении своей посреднической деятельности.
1. Дилеры- независимые посредники, кот ведут операции от своего имени и за свой счет. Они оптом приобретают продукцию и реализуют её в розницу. Также они оказывают информационно-консультационные услуги покупателям и работают не только с крупными фирмами, но и с индивидуальными покупателями.
|
|
2. Дистрибьюторы – независимые торговые фирмы, которые приобретают товар за свой счет и от своего имени заключают договоры купли-продажи. Дистрибьютор также может оказывать маркетинговые услуги, услуги по монтажу, наладке и по обучению эксплуатации оборудования. Дистрибьюторы бывают двух видов:
· оптовые маклеры (не имеющие складов) – специализируются на транзитных поставках, работают с крупногабаритными грузами;
· дистрибьюторы регулярного типа (имеющие или арендующие склад) – преобразуют промышленный ассортимент в торговый, хранят товар у себя, поставки осуществляются быстро. Могут предоставлять кредит, осуществлять рекламную деятельность, проводить маркетинговые исследования, оказывать консультационные услуги.
По характеру товарной специализации дистрибьюторы делятся на универсальных и специализированных.
3. Комиссионеры – независимые посредники, не получающие полного права собственности на товар, они могут иметь только правомочие владения и распоряжения. Комиссионеры совершают сделки от своего имени, но за счет собственника.
Располагают офисами и складами, но не имеют товар в наличии. Они могут кредитовать покупателя под свою ответственность и за свой счет. Также оказывают дополнительные услуги, такие как, информация о конъюнктуре рынка, выполнение контроля за качеством товара, расфасовка материалов и сырья и т.д. За оказанные услуги им выплачивается вознаграждение в виде процентов от суммы операций.
4. Брокеры. Выступают как оптовые посредники и совершают сделки не от своего имени. Брокеры не являются собственниками продукции, не распоряжаются ею.
|
|
Специализируются на оказании информационно-консультационных услуг, за кот получают вознаграждение в виде процента, кот зависит от объема и сложности операций.
5. Агентские фирмы, агенты. Действуют как независимые оптовые посредники, кот не получают полного права собственности на товар, а только распоряжаются им. В их функции входит установление отношений между покупателем и производителем, поэтому они располагаются в офисе. Агенты бывают:
· Промышленные. Заменяют собой собственный сбытовой отдел предприятия;
· Сбытовые. Небольшие производственные фирмы поручают им сбыт своей продукции в различных регионах;
· Агенты, формирующие спрос. Они должны создавать потребность покупателя в товаре или убеждать его в том, что у него есть скрытая потребность данного товара.
6. Сбытовые филиалы – оптовые посредники, кот экономически не обособлены от материнской компании. Получают право собственности на товар, а также право владения и распоряжения.
Сбытовые филиалы бывают двух видов:
- Оптовые базы. Имеют складские мощности и производят физические операции с товаром;
- Оптовые конторы. Не имеют товар в наличии (за исключением образцов), их задача состоит в установлении хозяйственных связей с покупателями, сборе информации, размещении заказов, организации транзитной поставки.
Сюда же можно отнести фирменные магазины, снабженческо-сбытовые фирмы хозяйственных объединений и отделы сбыта крупных производственных компаний.
Представители производителя | Независимые посредники | |
Посредники, приобрет право собственности на товар в полном объеме | Дистрибьюторы на основе сетевого маркетинга | Дистрибьюторы Дилеры |
Посредники, приобретающие отдельное правомочие собственника ( | Сбытовые филиалы Торговые представители (с товаром) | Комиссионеры Агенты |
Посредники, не приобретающие права собственности на товар | Брокерские представительства Торговые представители (с образцами) | Брокеры Брокерские фирмы |
В зависимости от степени интегрированности бизнес-процессов выделяют:
Параметр | Традиц. лог. поср-к | 3-PL провайдер | 4-PL провайдер |
1. Услуги | 1 вид специализир. Услуг | Многофункц. | Интегр. Многоуровн-ть и комплекс-ть услуг. |
2. Доступ к рынкам | Доступ к рынку | Охватывает межрегиональный рынок | Глоб. Доступ к рынкам и доставка «от двери до двери» |
3. Взаимоотношения в ЦП | Разовые сделки(либо не долгосрочные контракты) | Долговремн. отнош-ия с заказчиками | Стратегич. партнерство |
4. Ценность компании для клиентов | Сниж. изд-к благодаря оптим-ии отд. функ-ий. | Сниж-ие изд-к комплексной оптмиизации бизнес-процессов | Снижен. Изд-к и оптимизация всех б.п. благодаря интеграции в ЦП |
Традиционные посредники работают на классич. логист. услугах – транспортные компании, складские терминалы, таможенные брокеры.
3 PL провайдеры – компании, которые оказывают комплекс логист. сервис. Такие компании берут под свой контроль либо несколько, либо все функции. Оказывают свое влияние на деятельность клиентов.
4-PL провайдеры – логистические интеграторы полного цикла, отличается от 3-PL применением системного подхода к управлению б.п. заказчика.