Тема 7. Этика деловых взаимоотношений

Общение как межличностное взаимодействие. Природа и сущность этики деловых отношений, ее принципы. Закономерности межличностных отношений. Субъекты деловых отношений.Принципы делового общения. Трудности и этические проблемы делового общения. Барьеры делового общения. Модели общения и их использование в разнообразных формах делового общения. Мотивы поведения людей и техники влияния на других.Невербальные средства коммуникации, их значение. Виды невербальных коммуникаций и их проблемы. Вербальные средства коммуникации.

Вопросы к семинарскому занятию

Цель семинарского занятия познакомить студентов с ключевыми принципами этических аспектов делового общения.

1. Общая характеристика содержания деловых взаимоотношений.

2. Барьеры деловых взаимоотношений.

3. Психолого-семантические средства общения.

Ключевые понятия: субъект-субъектное общение, убеждение, вербальное и невербальное общение.

При подготовке к первому вопросу сформулируйте определение, цели и задачи делового и межличностного общения. Укажите различие. Назовите виды делового общения. В деловом общении, особенно во взаимодействии руководителя и подчиненного используются такие методы воздействия как критика, поощрение и наказание. Поясните на примерах принцип соразмерности и эффективности применения данных методов в работе и деловом общении.

Перечислите нормы, правила делового общения, требования. Подчеркните необходимость и эффективность поддержания морально-психологических качеств: честность, надежность, обязательность, ответственность. Объясните, какие возникают проблемы, в случае отклонения от этих качеств.

Изучая второй вопрос, подумайте, какие психологические и этические барьеры возникают на пути делового общения. Выделите основные барьеры: слушание, восприятие, внимание, семантика (неоднозначность толкования смысловых оттенков слов, паралингвистических и невербальных факторов речи), символизм невербальных коммуникаций, обратная связь и др. Расскажите о каждом из барьеров, укажите их важность в общении.

Третий вопрос семинара требует перечисления и пояснения психолого-семантических средств общения: активное слушание, поддержание статуса собеседника, умение избегать конфликтов, аргументация и т.д.

В конце семинара подведите итоги обсуждаемых вопросов.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем суть этики деловых отношений?

2. Охарактеризуйте общие этические принципы делового общения.

3. Охарактеризуйте коммуникативную сторону общения. Приведите примеры коммуникативных барьеров.

4. Что означает понятие «активное слушание»? Приведите примеры того, как надо и как не надо слушать.

5. Назовите основные механизмы познания другого человека в процессе общения. Приведите примеры.

6. Раскройте понятие «этап ориентировки в общении».

7. Раскройте понятие «ориентировка в тексте» в деловом общении.

8. Как соотносятся понятия «деловая культура» и «этика деловых отношений»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: