Форма проведения – практическое занятие.
Задание. 1.Разбиться на группы по 4-5 человек и каждой группе, используя различные психолого-педагогические источники, обобщить данные по реализации одного из принципов социального воспитания (обучения) в работе социального педагога в учреждении, где осуществляется социально-педагогическая деятельность.
2. В ходе подготовки к выступлению на занятии рекомендуется ориентироваться на следующие положения:
а) сущность принципа; б) основные правила его реализации; в) условия эффективной реализации; г) последствия нарушения принципа.
3. Выступить на занятии с результатами наблюдения.
Литература:
основная: 3,6.
Тема 9. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Социальные отклонения от нормы
Занятие
Форма проведения – семинар
Вопросы:
1. Понятие социальной нормы и отклонения. Теории отклонений (медицинская модель социальных отклонений, теория социальных выпадений, психолого-педагогическая теория социальных отклонений).
2. Типы отклонений (физические, психические, педагогические, социальные). 3. Социальные отклонения, их виды (сиротство, девиантное поведение).
4. Девиантное поведение: понятие, причины. Типы девиантного поведения. Формы проявления девиантного поведения (алкоголизм, наркомания, проституция, агрессия, преступность, суицид). Основные направления профилактики девиантного поведения подростков.
5. Социальная дезадаптация несовершеннолетних как результат отклонения от нормы. Стадии дезадаптации: школьная социальная дезадаптация (педагогическая запущенность), социальная запущенность.
6. Одаренность как позитивное отклонение от нормы.
Задание. Подготовить индивидуальные выступления:
* Особенности социализации детей с девиантным поведением;
* Роль семьи в предупреждении девиантного поведения подростков.
* Роль социального окружения в предупреждении девиантного поведения молодого человека.
Литература:
основная: 1,2, 3, 6;
дополнительная: 4, 24, 27, 28,53.
Тема 10. «Социально-педагогическая виктимология»