В соответствии с экономическими потребностями и юридическими нормами Банк России осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение. Все это объединяется единой целью создания условий для эффективного функционирования денежной системы.
Эмиссия и денежное обращение настолько тесно взаимосвязаны, что их можно рассматривать как две подфункции одной и той же функции
В настоящее время законодательство запрещает использовать эмиссию денег для кредитования правительства, с тем, чтобы исключить возможность необеспеченной крупномасштабной денежной эмиссии для покрытия дефицита федерального бюджета.
Организация наличного денежного обращения. Однако в отличие от эмиссии, проведение которой всецело зависит от решения Банка России, денежное обращение происходит в силу многих объективных причин, которые не зависят от самого Банка России. Движущий источник здесь не чьи-то пожелания или принимаемые кем-то законы, а потребности общества и его граждан. Это обстоятельство учитывается денежными властями.
Законодательство о денежном обращении. Вопросы организации денежной системы в целом и денежного обращения в частности были закреплены в ранее действовавшем Законе РФ от 25 сентября 1992 года N 3537-1 "О денежной системе Российской Федерации". Между прочим, этот Закон отменил золотой стандарт, который продержался в нашей стране намного дольше, чем в других странах. Однако с принятием Федерального закона "О Центральном банке (Банке России)"*(250) Закон "О денежной системе Российской Федерации" признан утратившим силу (Федеральным законом от 26 апреля 1995 года N 65-ФЗ).
Упразднение этого Закона, может быть, было вызвано несоответствием некоторых его норм положению Банка России в системе разделения властей. В самом Федеральном законе "О Центральном банке (Банке России)", который, как известно, регулирует статус Банка России и его функции, появились нормы, относящиеся к денежной системе. А возможно и не только по этой причине.
Попутно заметим, что включение вопросов денежной системы в Федеральный закон "О Центральном банке (Банке России)" является еще одним доказательством того, что центральный банк,- это одна из подсистем в денежной и кредитной системах.
В главе VI Федерального закона "О Центральном банке (Банке России)", которая называется "Организация наличного денежного обращения" (статьи 27-34) закреплены полномочия Банка России по созданию условий для наличного денежного обращения. В этих статьях устанавливается ряд принципиальных положений:
а) официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются;
б) официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается; эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России;
в) банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону;
г) банкноты и монета являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами;
д) банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации. Банкноты, а также и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными, если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкнота и монету нового образца;
е) какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена не допускаются. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.
Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Решение по этим вопросам в порядке предварительного информирования направляется в Правительство Российской Федераций.
В этом Федеральном законе предусматривается, что на Банк России в целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации возлагаются следующие функции:
- прогнозирование, организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, включая создание их резервных фондов;
- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
- установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
- определение порядка ведения кассовых операций.
Технические (технологические) нормы организации денежного обращения. Все эти основные принципы, задачи и функции, закрепленные в законодательстве, конкретизируются в нормативных актах Банка России, в соответствии с компетенцией, предоставленной Банку России Федеральным законом от 26 апреля 1995 года N 65-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также с учетом положений Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности", Гражданского кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, принято Положение Банка России от 5 января 1998 года N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (с изменениями от 22 января 1999 года)*(251), в котором предусматриваются: организация обращения наличных денег; прогнозирование наличного денежного оборота; составление и представление "Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций"; организация анализа состояния наличного денежного оборота и некоторые другие вопросы.
В Положение N 14-П были внесены изменения в той части, которая касается вопросов контроля за наличностью в кассах предприятий. Указанием Банка России от 22 января 1999 года N 488-У приложения 18 и 19 к этому Положению признаны утратившими силу. В этих приложениях речь шла о проверках соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения ими кассовых операций.
Такая отмена логична. Кредитные организации, как, впрочем, и учреждения Банка России, не вправе проводить проверку предприятий.
Но при этом возникают два вопроса. Во-первых, до недавнего времени эти отмененные требования о проверке предприятий были действующими, и, стало быть, противоречие в нормативных актах какое-то время существовало. Во-вторых, Положение N 14-П еще и сегодня регламентирует ряд вопросов, которые относятся не к кредитным организациям, а к предприятиям. В связи с этим возникает проблема компетенции Банка России, который по закону может проверять только кредитные организации. Несмотря на внесенные в Положение изменения, противоречие все же осталось, так как получается, что Банк России издает нормативный акт, соблюдение которого он не в состоянии проконтролировать. Иначе и нельзя истолковать п. 2.1 и ч. 1 п. 2.2 Положения N 14-П, в которых сказано, что "организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы (далее именуются - предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий"*(252). А если это Положение не выполняется и предприятие не сдает наличность в кредитные учреждения, то какие санкции к предприятиям может применить Банк России? И почему здесь говорится только о предприятиях?
На наш взгляд, во всем этом есть некоторый консерватизм правового регулирования денежного обращения и юридические несообразности. По всем этим вопросам должно быть регулирование, но тогда нужно само это регулирование привести в определенную систему.
Здесь мы сохраним терминологию нормативных актов Банка России.
В нормативных актах Банка России по денежному обращению и кассовым операциям предусматривается, что предприятия должны хранить наличные деньги в кредитных организациях. В пункте 1 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" сказано: "1. Предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее - банках)".*(253) Конечно, прямого указания со стороны федерального закона, на сей счет, нет. Поэтому данная норма оспаривалось в судах, но безрезультатно.*(254)
В Положении N 14-П предусматривается, что денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
Там же сказано, что "прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 года N 31 и Положением "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 года N 56"*(255). Однако заметим, что Инструкция N 31 официально опубликована не была. Поэтому непонятно, как пользователи могут с ней ознакомиться.
Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.
В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3-х рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка; По истечении этого срока неиспользованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков, и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федераций, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России:
Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.
Выдачи денежной наличности предприятиям на заработную плату и выплаты социального характера, стипендии производятся в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков.
В целях равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств учреждения банков ежегодно составляют (по усмотрению руководителя учреждения банка) календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням) по форме 0408021 (приложение 2) на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты заработной платы.
Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением Банка России от 9 октября 2002 года N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (в ред. Указаний Банка России от 04.12.2003 N 1351-У, от 01.06.2004 N 1433-У) и осуществляют контроль за его соблюдением. При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке.
В Положении Банка России N 199-П (пункты 1.4-1.5) сказано, что для обеспечения своевременной выдачи наличных денег с банковских счетов организаций, предприятий, учреждений независимо от организационно-правовой формы и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее по тексту - организации), а также со счетов по вкладам граждан кредитным организациям устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. Фактический остаток денег в кассе не должен быть ниже установленного.
Минимальный остаток наличных денег в операционной кассе устанавливается кредитной организацией по согласованию с учреждением Банка России, исходя из объема оборота наличных денег, проходящих через кассу, графика поступления денежной наличности от клиентов, порядка ее обработки и других особенностей организации наличного денежного оборота и кассовой работы. По мере необходимости минимально допустимый остаток наличных денег в операционной кассе на конец дня может пересматриваться кредитной организацией в установленном порядке.
При совершении кассовых операций кредитные организации в порядке, установленном настоящим Положением, могут применять программно-техническое оборудование, автоматы для приема и выдачи денежной наличности клиентам, в том числе с использованием персонального компьютера, установленного на рабочем месте кассового работника (далее - электронный кассир), терминалы, функционирующие в автоматическом режиме и предназначенные для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения (далее - автоматический сейф), банкоматы и другие программно-технические комплексы. Виды (модели) программно-технического оборудования, электронных кассиров, автоматических сейфов, банкоматов и других программно-технических комплексов определяются кредитной организацией (пункт 1.6 Положения Банка России N 199-П).
Положение также предусматривает, что кредитная организация может застраховать денежную наличность операционной кассы, находящуюся в хранилищах ценностей самой кредитной организации и ее внутренних структурных подразделениях, программно-технических комплексах, а также жизнь кассовых работников, осуществляющих операции с денежной наличностью (ценностями). В случае если денежная наличность кредитной организации застрахована на сумму не менее суммы установленного ей минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе, требования к технической укрепленности помещений для совершения операций с ценностями и программно-техническим комплексам определяются кредитной организацией по согласованию с организацией, осуществляющей страховую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившей с кредитной организацией договор страхования. (Пункт 1.7).
В случае невыполнения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России по вопросам организации наличного денежного обращения применяются меры, предусмотренные ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Для определения объема, источников поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлений их выдач, а также выпуска или изъятия их из обращения в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов на квартал.
Прогноз кассовых оборотов составляется по источникам поступлений и направлениям выдач наличных денег, которые указаны в Положении.
Территориальные учреждения Банка России и учреждения банков осуществляют сбор отчетных данных о кассовых оборотах. При этом территориальные учреждения Банка России ежеквартально анализируют состояние наличного денежного оборота в регионах, а результаты этого анализа используются территориальными учреждениями Банка России при составлении прогнозов кассовых оборотов. Кроме того, они используются для разработки и осуществления совместно с учреждениями банков практических мер по улучшению организации оборота наличных денег, сокращению эмиссии в городах и районах. При необходимости соответствующие предложения по этим вопросам вносятся на рассмотрение представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации*(256).