Изучение материалов альбома и ориентация издания

В предпроектный период все материалы альбома тщательно анализируются. Художественный редактор и художник устанавливают его видовые особенности. Необходимо определить: вид искусства, которому альбом посвящен, принцип подбора изобразительного материала, структуру изобразительного ряда, характер текстового материала, его функционально-стилистические особенности и целевую установку.

Выявление видовых особенностей всех материалов альбома позволяет, в конечном счете, выяснить тематику, идейную концепцию, проблему, а также структуру изобразительного ряда и текстов, т.е. представить себе содержание альбома в целом.

Ввиду все еще существующей в некоторых издательствах практики безадресного и по целям неопределенного выпуска альбомов, а также ввиду полного отсутствия теоретической и методической литературы по оформлению и конструированию альбомов мы считаем, что одним из инструментов анализа материалов готовящегося издания и формирования проектного задания является разработанная нами классификация. Классификация может быть использована как анкета, в которой можно зафиксировать виды издания по содержанию, по его характеру, составу и связям, по целевой направленности и читательскому адресу, по полиграфическому исполнению. Она же заставляет ясно формулировать желаемый характер воздействия на читателей и различные условия использования и хранения альбомов. При помощи классификации следует остановить выбор и на типе альбомного издания.

При предпроектном изучении материалов альбома необходимо особое внимание уделить выявлению специфики произведений искусства, избранных для репродуцирования. Задача состоит в том, чтобы не допустить искажений произведений искусства в издательской интерпретации, стремиться к сохранению их наиболее существенных качеств и характеристик.

Благоприятным условием для выработки общих и частных решений в конструировании и оформлении альбома в предпроектный период является установление тесных контактов между художественным редактором, ведущим редактором и автором. Особенно важными становятся консультации между художником и автором. Эти консультации помогают художнику отыскать пути в конструировании.

Должно быть предельно использовано наличие специальной искусствоведческой подготовки у ведущих редакторов, которые могли бы, хотя бы в общих чертах, объяснить своим товарищам по работе над альбомом специфику данного произведения искусства, с тем чтобы они, сообразуясь с издательскими целями и возможностями, в процессе фотофиксации, репродуцирования и разработки макета не упустили из виду наиболее существенные и в то же время важные для предполагаемого издания свойства произведения искусства. В некоторых случаях, когда публикуемый материал представляет собой особую, малоизвестную ведущим редакторам область искусства, следует обращаться за квалифицированной помощью к специалистам узкого профиля (помощь эта может быть оказана в форме консультации, рецензии, специального редактирования). Общих рекомендаций относительно того, какие качества произведения искусства должны или могут быть извлечены на поверхность, а какие, так сказать, пропущены, быть не может. В каждом случае вопрос должен решаться индивидуально.

Существенным делом становится установление читательского адреса.

Альбом является средством общения читателя с произведениями изобразительного искусства. Осуществление такого общения - основная цель альбомного издания.

Ясно, что «среднего» читателя не существует. Ясно также, что читатели в разной степени интересуются искусством, различно ориентируются в нем, искусство в жизни разных читателей занимает различное место. Эффективность издания в различной степени зависит от того, учтены ли потребности той или иной читательской группы, сориентировано ли издание на определенную группу читателей.

Читательские группы принципиально различаются по уровню интереса к искусству и уровню подготовленности (осведомленности). Нам представляется оправданным ориентировочно делить читателей альбомов на две группы. К одной отнести специалистов, а к другой - широкие круги читателей.

Читатели первой группы - это люди, хорошо ориентирующиеся в искусстве, для которых оно является существенной, неотъемлемой частью духовной жизни. В первую очередь это специалисты - художники, искусствоведы и другие работники искусства. Но эта группа не ограничивается специалистами. Произведение искусства - достояние общечеловеческой культуры. Мы можем легко представить себе иные издания, рассчитанные на специалистов иной области знания, но представить альбом по искусству, рассчитанный только на специалистов, практически невозможно. Основная ценность информации альбомного издания по искусству - эстетическая ценность. Эстетическая ценность не совпадает с ценностью практической, сугубо утилитарной и не перекрывается ею. Поэтому среди читателей первой группы нужно видеть людей различных специальностей, объединенных общим интересом к искусству и значительностью места, которое занимает искусство в их духовной жизни. Это, как правило, квалифицированные, опытные, эрудированные в искусстве читатели.

Для этой группы читателей осуществляется специальный подбор изобразительного материала и развитой текстовой части, избираются строгие и простые конструктивно-композиционные решения, предъявляются высокие требования к полиграфическому исполнению.

Вторую группу читателей альбомов составляют люди, интересующиеся искусством, но оно не выделяется ими из круга других, более важных для них интересов. Эти читатели знакомы с искусством более поверхностно, не имеют о нем систематических знаний. Это начинающие знакомиться с искусством школьники (старшеклассники), студенты, художники-любители, а также широкий круг людей различных специальностей и возрастов, в самом общем плане интересующихся искусством.

Популяризация изобразительного искусства - одна из основных функций альбомных изданий, рассчитанных на эту вторую группу читателей. Массовые серии малообъемных, небольшого формата, с кратким популярно написанным текстом изданий наряду с малообьемными среднего формата дешевыми изданиями играют чрезвычайно важную роль в деле популяризации искусства, в деле привлечения интереса к искусству в среде самых широких масс читателей. Это своего рода «передний край», с которого начинается систематическое ознакомление с изобразительным искусством. Это издания «агитаторы», «зазывалы», обеспечивающие приток все больших масс читателей во вторую группу.

Деление на вторую и первую группы не является статичным - это деление в свою очередь также подвижно. Ряд читателей второй группы по мере повышения уровня осведомленности, систематизации знаний, повышения интереса постепенно переходят в первую. Процесс такого «перетекания» непрерывен, и по мере повышения общего культурного уровня народа, повышения уровня образования отчетливо прослеживается тенденция к непрерывному расширению обеих этих групп читателей.

Вероятно, нет необходимости делить читателей на большее количество групп, вводить какую-то переходную группу, так как переход этот осуществляется постепенно и внешне выражается отчасти в том, что сначала читатель второй группы покупает в основном издания, рассчитанные на «его» группу, изредка - издания, адресованные первой группе, со временем он приобретает все больше изданий для первой группы и реже - для второй, т.е. для издателей становится читателем первой группы.

Первая группа в целом старше по возрасту, чем вторая. Читатели этой группы уже прошли уровень второй группы, обладают большим опытом и большими финансовыми возможностями. Вторая группа читателей в целом значительно моложе и обладает меньшими финансовыми возможностями. Этот фактор должен учитываться при проектировании издания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: