Производственный земельный контроль

Производственный земельный контроль достигал своего апогея в начале 1980-х гг., когда министерствам, ведомствам и их организациям поручалось в обязательном порядке создавать службы, лаборатории, иные подразделения и должности по контролю за состоянием окружающей природной среды, ее компонентов, прежде всего земель, привлекать к этому трудовые коллективы.

Преобладание частной собственности на предприятия и иные объекты хозяйственной деятельности вносит существенные коррективы в регулирование производственного контроля, оставляет многие вопросы землепользования, иного природопользования и охраны окружающей среды на усмотрение собственника*(74).

Проблемой здесь становится степень возможного правового публичного регулирования производственного контроля, масштаб вмешательства государственных, муниципальных, иных публичных органов в его налаживание и осуществление в обстановке добросовестной конкуренции и свободы договора.

С одной стороны, собственник несет перед обществом нравственную и правовую ответственность за воздействие своего предприятия на земли и всю окружающую среду. Тенденции современного правового регулирования предпринимательской деятельности заключаются в уменьшении посторонних надзорных воздействий, ограничении проверок, увеличении самостоятельности и самоопределения организаций, тем более в условиях развернувшейся и процветающей коррупции, экономического и финансового кризиса.

С другой стороны, может ли ограничиваться воздействие общества и государства лишь учебным, методическим содействием? Погоня за прибылью, латентность загрязнений земель и отсутствие неотвратимости ответственности за земельные правонарушения обусловливают необходимость постоянного взаимодействия государства и предпринимательских организаций в обеспечении экологической безопасности, ответственности их друг перед другом в области охраны и использования земель, соблюдения земельного законодательства.

Возможно, следует конкретизировать обязанности государственных и муниципальных органов, субъектов хозяйственной деятельности в области производственного земельного контроля, сроки подачи, результаты рассмотрения и характер содержания соответствующих сведений о нем, сделать их, как и в ряде других случаев, выборочным, обусловленным ухудшающимся чрезвычайным состоянием земель и всей окружающей среды.

Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке. Лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля.

Производственный земельный контроль должен осуществляться землеобладателем или по его поручению созданной им земельной, землеустроительной, агрохимической, мелиоративной, экологической и иными службами предприятия, учреждения, организации.

Контроль ставит своей целью проверку соблюдения нормативов качества землепользования, охраны земли и всей окружающей среды, выполнения требований земельного и тесно связанного с ним экологического законодательства, планов и мероприятий по охране земли, природы, оздоровлению окружающей среды.

Этот производственный или внутриведомственный, внутрипроизводственный контроль организуется собственником, владельцем, пользователем, арендатором земельного участка или находящегося на нем предприятия и не должен подвергаться слишком подробному, конкретному законодательному регулированию.

Землеобладатель отвечает перед обществом за состояние земельного участка и связанной с ним окружающей среды, за выполнение требований земельного и экологического законодательства, за соблюдение установленных нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Каким способом землеобладатель - организация, предприятие организует выполнение своего экологического долга перед обществом - это проблема прежде всего самого предприятия и владельца земельного участка.

Они могут осуществлять производственный земельный контроль сами либо возлагать обязанности по охране земли и окружающей среды на отдельных должностных лиц предприятия, создавать специальную службу или лабораторию по охране среды, устанавливать систему поощрений и наказаний в области землепользования, охраны среды, принимать иные меры контроля и воздействия для обеспечения требуемого законопослушного поведения.

Известны случаи принятия положений о премировании и депремировании работников за соответствующее выполнение или невыполнение своих производственных земельных и экологических обязанностей, об осуществлении внутризаводского земельного и экологического контроля.

Особенно это важно для ресурсопотребляющих организаций, оказывающих значительное воздействие на состояние земельного участка и окружающую среду, подвергаемых регулярным государственным проверкам, выявляющим серьезные земельные и экологические правонарушения.

Для профилактики этих правонарушений на предприятиях принимаются планы и программы, направленные на снижение загрязнений земли и ее поверхностного слоя - почвы, проверка выполнения этих мероприятий является важной стороной производственного земельного и экологического контроля. Там, где налажен надлежащий производственный контроль, становится меньше необходимость государственного контроля, реже предъявляются претензии общества и государства к земельному и экологическому состоянию предприятия.

Как и другие виды земельного контроля, производственный земельный контроль может иметь несколько стадий:

1) информационно-правовая при сборе материалов - проверка законности оснований землепользования, выявление межевых и иных разделительных знаков, обследование фактического состояния и целевого землепользования, установление неиспользуемых или ненадлежаще используемых земель;

2) принятие решения по результатам проведенного контроля - основывается на данных проверок и обследований путем анализа материалов, решение может быть предварительным с проведением дополнительных проверок или окончательным, единоличным или комиссионным;

3) исполнение решения - в российских условиях наиболее значимая часть земельного контроля, так как наложение дисциплинарной, материальной и иных форм ответственности за земельные правонарушения не всегда получает поддержку общественного мнения*(75).

Несмотря на то что земельный участок включается в гражданский имущественный оборот с определенными ограничениями, предусмотренными в ст. 129 и 209 ГК, участок является первейшей частью окружающей природной среды (ст. 1 ЗК), поэтому обществу небезразлично состояние и организация производственного земельного контроля; вследствие этого определяется порядок предоставления в Росимущество и его органы сведений об организации производственного земельного контроля лицом, использующим земельный участок*(76).

Теории регулирования земельных отношений предстоит решать в дальнейшем вопросы: в чем достоинства и недостатки общественного, производственного, муниципального земельного контроля? Какими полномочиями надо наделять общественных контролеров для повышения эффективности земельного контроля? Многие ли граждане готовы к участию в осуществлении земельного контроля? Каковы направления, задачи и особенности производственного и иных видов земельного контроля и каково их соотношение между собой, каковы формы их взаимодействия? Каковы обязанности собственников земельных участков по осуществлению производственного земельного контроля, по оказанию содействия иным видам земельного контроля?

Практические ответы на эти вопросы будут содействовать упорядочению и стабилизации земельных отношений, предупреждению земельных правонарушений, неотвратимости ответственности за их совершение, обеспечению земельного правопорядка. Частично решение этих проблем видно из приводимой ниже, как и в других главах, судебной и арбитражной практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: