Модели широко применяются в проектировании, в разработке и в науке. Это мощные инструменты для представления сложных структур и связей с целью их лучшего понимания, обсуждения и визуализации.
В отсутствие моделей мы были бы вынуждены осмысливать неструктурированные, сырые данные, не имея подспорья в виде каких-либо организующих принципов. Хорошие модели подчеркивают характерные особенности структур и связей и уводят в тень менее важные детали.
Моделирование бизнес-процессов при проектировании информационных систем позволяет отразить следующие аспекты:
• цель или желаемый результат процесса;
• частота и важность процесса и каждого действия;
• событие, инициирующее процесс в целом и каждое действие;
• зависимости – что требуется, чтобы выполнить процесс в целом и каждое действие в отдельности, а также какие события и действия зависят от завершения процесса в целом и каждого из действий;
• участники процессов, их роли и ответственности;
• конкретные действия;
• принимаемые решения;
• информация, используемая при принятии решений;
• что может пойти не так – ошибки и исключительные ситуации;
• как исправляются ошибки и обрабатываются исключения.
Рассмотрим коротко некоторые из методик моделирования бизнес-процессов.
Для сравнения удобства моделирования рассмотрим пример моделирования бизнес-процесса «Планирование закупок и размещение заказов поставщикам» с использованием каждой из вышеприведенных методик.