Анкетирование

Анкетирование - самый малозатратный для аналитика способ извлечения информации, он же - и наименее эффективный. Обычно применяется как дополнение к другим стратегиям выявления требований.

Недостатки анкетирования очевидны:

• респонденты часто бывают неспособны, либо слабо мотивированы в том, чтобы хорошо и информативно заполнить анкету;

• велика вероятность получить неполную или вовсе ложную информацию.

Преимущество:

• подготовка и анализ анкет требуют небольшой ресурс.

Рекомендуется формулировать в анкетах вопросы с замкнутым циклом ответов в одной из следующих трех форм:

• многоальтернативные вопросы (может расширяться комментариями респондента в свободной форме);

• рейтинговые вопросы (представляют предопределенный набор ответов на сформулированные вопросы с использованием таких значений, как "абсолютно согласен", "согласен", "отношусь нейтрально", "не согласен", "абсолютно не согласен", "не знаю");

• вопросы с ранжированием (предусматривает ранжирование (упорядочивание) ответов путем присваивания им порядковых номеров, процентных значений и т.п.)

Наблюдение за пользователями

Большинство людей не способны точно описывать собственное поведение, особенно когда находятся вне контекста своей деятельности.

Из этого следует, что интервью, проводимое вне контекста ситуации, которую стремится понять проектировщик, даст менее полные и менее точные данные.

Можно обсудить с пользователями их представления о собственном поведении, а можно непосредственно наблюдать это поведение. Второй вариант дает лучшие результаты.

Виды наблюдения:

• пассивное;

• активное (при активном наблюдении аналитик работает, как участник команды, что позволяет улучшить понимание процессов).

Через наблюдение, а возможно, и участие аналитики получают информацию о происходящих день за днем операциях из первых рук. Во время наблюдения за работой системы часто возникают вопросы, которые никогда бы не появились, если бы аналитик только читал документы или разговаривал с экспертами.

Недостаток этой стратегии:

• наблюдатель, как и всякий "измерительный прибор", вносит помехи в результаты измерений: сотрудники организации, находясь "под колпаком" могут начать вести себя принципиально по-другому, чем обычно.

Вероятно, наиболее эффективным методом сбора качественных данных о пользователях является сочетание интервьюирования и наблюдения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: