Потребность самореализации

С друзьями говорят не только о профессиональном самоопределении, но и о жизненных планах вообще: семейных, саморазвития. В ранней юности проблема реализации себя в мире особенно важна и остра, ибо взросление юноши и девушки стремятся найти признание своей взрослости, утвердить себя в качестве взрослых людей. Эта реализация необходима. Почти все старшеклассники стремятся к двум её видам: сущностной и внешней.

Сущностная реализация юношей и девушек в мире - это их стремление раскрыть свои возможности и дарования в контакте с миром, в служении миру утвердить свою личность.

Способы такого самоосуществления многообразны. Именно в юности многообразны. Дело в том, что старшие школьники ещё не определили себя окончательно. Они ещё многое пробуют и познают. Но не только в этом дело. Юности свойственна потребность в жизни деятельной. При этом к длительному, методичному усилию она не способна или способна в малой степени. Поэтому молодые люди стремятся чаще менять виды деятельности, что уже само по себе помогает им поддерживать, так сказать, жизненное напряжение, создаёт ощущение порыва. Как часто в этом возрасте можно наблюдать резкую смену увлечений иди одновременное наличие разных увлечений. Смена деятельности, перевалы напряжения и апатии, своеобразная жизнь толчками свойственны возрасту.

Большие возможности для самоосуществления даёт юношам и девушкам познавательная деятельность. Эта деятельность позволяет удовлетворить свои познавательные интересы и склонности на уроках, занятиях в кружках, в научных обществах, на факультативах. Кроме того, она даёт им возможность осуществить стремление к социальному служению.

Этому способствует, например, то, что старшеклассник может оказаться в положении консультанта по тому или иному предмету, помогающего учителю в организации групповой работы на уроке и вне его, в положении ассистента, лаборанта. Наконец, познавательная, деятельность научно - поискового характера позволяет старшему школьнику принести конкретную пользу обществу.

Расширение сферы производительной общественно полезной трудовой деятельности - это помимо всего прочего и расширение сферы, в которой возможно самоосуществление старших ребят. Не случайно такой популярностью пользуются у них лагеря труда и отдыха, строительные отряды, другие трудовые объединения. В труде на благо общества юноши и девушки имеют возможность ясно ощутить свою полезность людям, найти применение своим способностям, умениям, навыкам.

Многообразны способы реализации себя в общественной деятельности. Здесь юноши и девушки получают возможность ощутить себя гражданами, проявить политическую активность.

Утверждение своей личности мыслится юными в первую очередь как достижение самостоятельности - она в их глазах ассоциируется со взрослостью и потому крайне привлекательна и желанна. Конечно, в первую очередь имеется в виду самостоятельность по отношению к взрослым. Но растёт стремление и к самостоятельности по отношению к сверстникам: это стремление не отойти от них, а обеспечить себе определённую автономию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: