Основная проблематика социологии молодежи

Молодежь как особая социально - демографическая группа изучается в рамках различных наук.

Наиболее полно разработаны методики исследований молодежи в таких науках, как социология и социальная психология.

В социологии существует отдельная область - социология молодежи, изучающая поведение социально-демографической группы, находящейся на переходной стадии (от детства к миру взрослых), переживающей важный этап семейной и вне семейной социализации, интериоризации норм и ценностей, складывание социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса, что выражается в специфически молодежных формах поведения и сознания, в понятиях молодежной субкультуры. Сегодня важнейшей проблемой при определении методик исследования в социологии молодежи является разработка дифференцированных стратегий социализации молодежи в возрасте от 14 лет до 25 лет. Активная роль молодежи в процессе социализации обусловлена тем, что она не столько копирует предполагаемые образы адаптивного поведения и взаимодействия, сколько вносит в них новое содержание под влиянием резко изменяющихся условий жизни. Участниками, агентами процесса социализации, которые способствуют передаче молодежи основных ценностей и норм и оказывают на нее влияние, являются семья, образовательная ниша, круг друзей или сверстников, массовые коммуникации, молодежные организации. От степени согласованности, дополнения или конкуренции их воздействий зависит «качество» социализации, понимаемое как соответствие приобретаемой социальной роли ожиданиям индивида и потребностями общества в преемственности поколений. В социологии молодежи основное внимание уделяется исследованию молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре. Данной проблематике посвящены исследования С.Н. Иконниковой и В.Т. Лисовского. Дифференциация исследований в рамках проблематики социологии молодежи идет в следующих направлениях: семья; социализация; субкультура; брак; социальные проблемы молодежи; наркомания; образование; социальные проблемы подростков; поколение; профессиональный выбор; мода. В рамках данной дифференциации в общественной социологии молодежи исследованиями процессов становления личности у молодежи занимается И.С. Кон. Влияние социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи исследует В.Н. Шубкин. Профессиональным самоопределением молодежи и то влиянием на систему ценностных ориентацией занимается М.Х. Титма.

Логика исследований проблем молодежи в зарубежной социологии основывается на социально - психологическом уровне анализа: взаимоотношение поколений (К. Аллербек, Ф. Тенбрук), молодежная субкультура (С. Эйзенштадт, А. Коэн), изменение ценностей (Р. Инглехард). Особое внимание в зарубежной социологии молодежи отводится нарциссическому типу социализации, который связан с нарушениями во взаимоотношениях матери и ребенка в раннем возрасте и с отдалением отца от процесса воспитания.

Значительное место в социологии молодежи отводится исследованиям проблемы социального отчуждения молодежи, которая особенно в современной российской действительности связана с проблемами растущей безработицы и длительной экономической несостоятельностью учащейся молодежи.

Специфика методов исследования молодежи определяется тем, что методы анализа, применяемые в социологии молодежи должны соответствовать характеру объекта - не сложившейся еще личности в период ее становления. Это лонгитюдные, панельные, когортные (Когорта) исследования.

Помимо традиционных методов сбора данных - интервью, анкетирование, наблюдения - эффективны анализы дневников, биографических описаний, реконструирующих процесс развития личности.

Исследования в области социологии молодежи приобретают особое значение в современных условиях изменения общественного развития, требующего доминирование и активизации личностного фактора, наиболее динамичным элементом которого является молодежь. Наибольшая динамичность молодежи по отношению к другим возрастным и социальным группам определяется тем, что молодежь, как правило, более образованна, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. В этой связи в рамках социологии молодежи особо актуальным становится исследование проблемы общения, так как усиление ориентации на общение внутри данной возрастной категории приводит к образованию молодежной субкультуры с ее специфической системой ценностей потребления, досуга, труда. Основные проблемы, исследуемые социологией молодежи, связаны с «жизненным стандартом» - с получением образования, началом трудовой деятельности, формированием семьи, профессиональным ростом и продвижением. В современных условиях эти проблемы обострились из-за ускорения темпов развития индивида, несовпадения зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом, в связи с ростом продолжительности учебы.

На современном этапе развития российского общества актуальным в социологии молодежи является изучение проблем, связанных с расслоением и стратификацией общества, платным характером получения образования. Возникает проблема получения образования молодежи, проблема ограничения на возможность выбора профессии и, как уже было отмечено выше, проблема безработицы, так как в возрастной категории до 18 лет и 18 - 24 года она в несколько раз выше, чем в других возрастных группах.

Большое внимание в социологии молодежи отводится исследованию проблематики негативного отношения к труду. В современном обществе большая часть молодежи начинает свою трудовую деятельность в стесненных обстоятельствах с низкой зарплатой, что не благоприятно отражается на отношении молодежи к труду, так как на смену принципу оплаты по труду приходит принцип труда по оплате. Как показывают исследования социологии молодежи, негативное влияние на отношение к труду оказывает несоответствие полученного образования содержанию реально выполняемого труда (что приводит к падению престижа важных для общества профессий), ошибки в выборе профессии, а так же отстраненность молодых работников от управления, от принятия политических и хозяйственных решений. Значимой проблематикой исследований в социологии молодежи становится сегодня следующая ситуация: растет неравенство в качестве общего среднего образования, полученного различными группами молодежи, что сказывается на фактической доступности высшего образования. Обостряется и проблема выбора профессии, о чем свидетельствует тот факт, что значительное число выпускников не работает по избранной профессии.

Ряд проблем, исследуемых социологией молодежи, связан с сексуальными отношениями, образованием, семьей и т.д.

Другой круг проблем связан с недостаточной материальной обеспеченностью молодежи: отсутствием собственного жилья, легальных возможностей дополнительных заработков. Исследования социологии молодежи показывают, что вынужденное использование материальной помощи родителей ил возможность получения легкого «нетрудового» заработка в современной нестабильной социальной и экономической ситуации формирует у значительной части молодежи социальный инфантилизм. Существование этих проблем привело к тому, что у довольно больших групп молодежи труд перестал занимать важнейшее место в структуре жизненных ценностей, ослабилась идентификация со своей работой, обществом. В результате превалирующей становится потребительская установка.

Таким образом, на современном этапе основная задача социологии, связанная с социологией молодежи - разработка научного обоснования молодежной социальной политики, комплекса мер по решению проблем молодежи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: